Новости

Расширенное заседание Комитета по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальной политике по теме проведения независимой системы оценки качества оказания социальных услуг населению

Комитет по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальной политике Думы Чукотского автономного округа провёл расширенное заседание по вопросу «О решении задачи по формированию на территории Чукотского автономного округа независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, поставленной в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

 

  Как отметила, открывая заседание, председатель Комитета Валентина Кеулькут, во исполнение данного Указа Президента РФ, в 2014 году был принят и вступил в силу Федеральный Закон, который регламентировал проведение оценки качества оказываемых услуг в организациях культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования, устанавливал порядок проведения независимой оценки (её даёт потребитель услуг, общественные организации, профессиональные сообщества).

  Для чего был введён институт общественных Советов, определены их функции, установлена ответственность органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления. За период 2014 – 2015 гг. создана нормативно-правовая база для проведения независимой оценки качества оказываемых услуг в социальной сфере. Проводится такая работа и на территории округа. Однако в городском округе Певек и в Чукотском муниципальном районе состав общественного Совета до сих пор не сформирован. Уполномоченными же органами для проведения оценки оказываемых услуг в районах определены Управления социальной политики.

  Надо отметить, что в городском округе Эгвекинот создана хорошая нормативно-правовая база, сформированы понятные критерии, выстроен чёткий порядок, учитывающий буквально все детали при определении оценки, создана логично выстроенная система анкетирования, определены конкретные лица, назначены лица, ответственные за размещение информации по результатам независимой оценки качества оказываемых услуг. Опыт городского округа Эгвекинот можно взять на вооружение и другим муниципальным образованиям. Сейчас в городском округе Эгвекинот ведётся работа по выбору оператора.

  В целом же необходимо признать, что на муниципальном уровне работа эта оставляет желать лучшего. А ведь в получении социальных услуг на высоком уровне заинтересованы прежде всего рядовые северяне, которые сами и должны оценивать качество предоставлениях этих услуг.

  Заместитель начальника Департамента социальной политики – уполномоченного исполнительного органа государственной власти, осуществляющего функции по организации и проведению независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих услуги в сферах социального обслуживания и охраны здоровья, начальник Управления социальной поддержки населения Татьяна Горностаева отметила, что при Департаменте образован Общественный совет.

  В 2014 году по итогам 2013 года была проведена оценка работы трёх наших учреждений социального обслуживания различного типа. Работа была оценена Общественным советом на высоком уровне, исходя из тех критериев оценки, который сформировал Минтруд. Однако уже в 2016 году должны быть проведены конкурсные процедуры, в результате которых должен быть выявлен региональный оператор – некоммерческая организация, которая должна заниматься этой работой. Победителем в проведённом конкурсе вышла региональная некоммерческая организация «Полюс надежды».

  Что касается организаций здравоохранения, их работа была оценена Общественным советом в марте текущего года по итогам работы за 2015 год. Работа оценена на среднем уровне. Надо отметить, что независимая оценка качества проводится один раз в три года. Оценка будет размещена на официальном портале и на сайте «Chukotka.rf» в разделе «независимая оценка». Учреждения здравоохранения оценивал Общественный совет.

  Надо учитывать, что по Закону только в результате конкурсных процедур должен производиться отбор регионального оператора. Сейчас социально ориентированные некоммерческие организации могут выступать операторами, если по своей деятельности они могут проводить анализ, обобществлять опыт и т.д., и если они выигрывают грант на проведение независимой оценки, или за счёт собственных средств, или программных средств.

  Необходимо отметить, что в план мероприятий по оценке учреждений могут вноситься и федеральные учреждения, находящиеся на территории региона, которые тоже могут оцениваться. Но тут дело за решением Общественного совета. 

  Представитель регионального оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества оказания услуг учреждениями социального обслуживания Ольга Панфилова сказала, что региональный оператор обслуживал детский реабилитационный центр, психоневралогический интернат и центр социального обслуживания. Мы выполняли работу с июля по октябрь включительно. При анкетировании мы пользовались опытом других регионов, хотя информации по социальному обслуживанию очень мало, в отличие от того же здравоохранения.

  Надо сказать, что критерии оценки очень удобные и понятные. Однако сложности ещё есть. Они упираются пока в правовую базу и в неотработанную ещё рабочую базу (методика проведения процедуры анкетирования, например, инструкция по анализу сайта, критерий формирования выборки для проведения проверки).

  Надо учитывать разновозрастные категории: дети в реабилитационном центре от нуля лет и пациенты Анадырского психоневралогического интерната. В этом случае очень трудно подобрать общие критерии выборки анкет. Приходилось пользоваться смешанной системой. И там, и там мы брали квотные выборки: когда берётся некий определённый принцип, например, мальчики – девочки, 10 – 12 лет, 45 - 60 лет и т.д. Затем все результаты сводились воедино, к некоему единому знаменателю. Зато полевой этап, который начался с 1 сентября (а до этого мы разрабатывали методики), сложностей уже не вызывал. Люди по нему открыто идут на контакт. Конечно, и тут была самая разная категория опрашиваемых. Тем не менее, проведение проверки дало хорошие результаты.

  Нужно отметить, что в психоневралогическом интернате разработан и действует очень хороший сайт. Там очень чисто, хорошо и аккуратно, все комнаты находятся в хорошем состоянии, меню в столовой разнообразное. Здесь мы получили самую полную информацию.

  В целом, нужно отметить, что у нас в округе учреждения между собой конкурировать не могут, потому что это стационарные, или полустационарные заведения. Общий критерий здесь весьма условен.

  Заместитель начальника Управления организационной работы Департамента образования, культуры и спорта – уполномоченного исполнительного органа государственной власти, осуществляющего функции по организации и полномочия проведения независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих услуги в сферах образования и культуры Елена Станкевич остановилась на том, что критерии изначально приходилось разрабатывать самостоятельно для сфер образования и культуры и утверждать их на Общественном совете, который по итогам работы 9 госучреждений (6 образовательных и 3 учреждения культуры) определил проведение независимой оценки качества работ.

  Сейчас же мы используем критерии, согласно принятой новой нормативной базы, разработанные и утвержденные Министерствами образования и культуры. Разработаны планы работы по независимой оценке качества предоставляемых услуг госучреждений и муниципалитетов с 2016 по 2018 гг. отдельно по учреждениям образования и учреждениям культуры.

  Был объявлен запрос котировок на проведение независимой оценки учреждений, по итогам которого выбор пал на Чукотский институт развития образования и повышения квалификации. Мы вырабатываем комплекс мероприятий по улучшению качества работы и направляем его в то или иное учреждение, которое разрабатывает план по исполнению полученных рекомендаций, в соответствии с которым и работает, а мы уже контролируем эту работу.

  Надо иметь в виду очень низкую работу интернета в наших условиях, хотя эти наши трудности в центре совершенно никого не интересуют. Надо понимать, что мы по итогам проведения независимой оценки оказываемых социальных услуг можем только давать рекомендации, как учреждению улучшить работу, на какие недостатки следует обратить внимание, как совершенствовать свою деятельность.

  Практика показывает, что Закон это наверняка будет дорабатываться, потому что цели на местах его исполнения хоть и достигаются, но с большими трудностями и поправками. Больше у нас получается в социальной сфере, в системе образования и культуры, а вот что касается сферы здравоохранения, мы находимся ещё пока здесь в стадии становления. Ресурсов пока нам в этом плане ещё не хватает. Но работа продолжается и деятельность учреждений здравоохранения всё же тоже будет оценена. Оценка качества в сфере здравоохранения будет проводиться обязательно.

  Заместитель директора государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» по вопросам оценки качества образования и аттестации – оператора проведения независимой оценки качества услуг в сферах культуры и образования госучреждений, находящихся в ведомственном подчинении Департамента образования, культуры и спорта Гульмира Байбабаева сказала, что всего поступило 2207 анкет по опросу, проведённому в учреждениях образования и культуры по оценке качества предоставляемых услуг. Типичными ошибками для всех учреждений признаны: неполная размещаемая информация, неактуальная, не во время обновляемая, или низкое её качество, нехватка документации, отсутствие в неё печати, подписи и т.д. А также во всех 9 учреждениях отсутствует доступный электронный сервис, который позволял бы любому получателю услуг оценить или выразить своё мнение о данном учреждении.

  Мы предусмотрели, чтобы респондент мог указать не только трудности, с которыми он сталкивается, но и дать какие-то рекомендации и предложения. Например, родители предлагают увеличить в техникумах количество получаемых профессий, продлить срок обучения, усилить работу по информированию деятельности учреждения и т.д.

  Надо сказать, что методики, предлагаемые Минобрнауки, нужно адаптировать к нашей среде, потому что некоторые критерии к нашим дошкольникам вообще не подходят, их нужно преобразовывать. Анкеты тоже нельзя сделать универсальными. Нельзя вести опрос по одним анкетам как обучающихся, так и родителей. Поэтому Общественный совет должен утверждать дополнительные критерии с учётом специфики учреждений, которые подлежат проведению независимой оценке.

  Учреждения наши вообще нельзя сравнивать, а рейтинги здесь невозможны вообще. 76 учреждений образовательных у нас в округе, 5 дошкольных образовательных организаций и 22 учреждения культуры. Какой может быть между ними рейтинг, если мы даже рейтинги не смогли рейтинговать, потому что они находятся в неравных условиях? Ведь сам смысл рейтинга состоит в том, чтобы получатели услуг смогли бы выбрать то или иное учреждение, где та или иная услуга будет оказана гораздо лучше, чем в других учреждениях. Это условие не для Чукотки.

  Заместитель главы Администрации Анадырского муниципального района, начальник Управления по социальной политике – уполномоченного органа местного самоуправления по организационному обеспечению деятельности Общественного совета по проведению независимой оценки качества работы муниципальных организаций, оказывающих услуги в сферах образования, культуры и спорта на территории Анадырского района Людмила Бабичева подчеркнула, что с конца 2015 года Общественный совет проводит очень большую работу, несмотря на все имеющиеся сложности. Сформирован график работы на 2017 года по проведению независимой оценки качества оказываемых социальных услуг, подготовлена вся необходимая нормативная база. Но полученная информация позволит нам лишь улучшить работу учреждений, потому что говорить о рейтинговости учреждений у нас не приходится.

  Самой большой проблемой у нас остаётся плохо проходимый интернет. В сёлах поэтому провести анкетирование и отправить результаты к нам оттуда очень сложно. Точно так же и разместить результаты на сайте чрезвычайно сложно. Всё зависит от скорости интернета, которая у нас очень слабая в районах. Поэтому сама система проведения независимой оценки оказания социальных услуг разработана без учёта таких специфических регионов, как наш.

  Советник отдела по рыболовству Управления рыболоства, пищевой и перерабатывающей промышленности Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики. Член Общественного совета по проведению независимой оценки качества работы муниципальных организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, образования, физической культуры и спорта на территории Анадырского района Алексей Берёзкин сказал, что в Общественный совет входят представители СМИ, общественных организаций, Общероссийского народного фронта, партии «Единая Россия», профсоюзной организации, - люди чрезвычайно ответственные и добросовестные. По плану оценка качества оказываемых услуг будет проводиться по четырём учреждениям образования¸ одновременно в двух школах, с примерно одинаковым количеством учащихся. Весной мониторинг пройдёт в центрах образования посёлка Угольные Копи и Беринговский. А в начале следующего учебного года - в сельских школах Алькатваама и Канчалана. В марте планируем провести независимую оценку качества предоставляемых услуг в централизованной библиотечной сети района, включающей 16 объектов района. Проведём анонимное анкетирование среди учеников, родителей, посетителей библиотек. Всё это будет проведено для того, чтобы понять, как улучшить дальнейшую работу проверяемых учреждений, для повышения уровня образования в районе.

  Заместитель Главы городского округа Анадырь Елена Белашова остановилась на том, что наименьшие трудности по оценке предоставляемых услуг в городе возникнут по объектам пятерых учреждений дошкольного образования, потому что они идентичные по своей сути, здесь есть, с чем сравнивать, тогда как такие учреждения, как школы, Детская школа искусств, Дом народного творчества и Дворец детского творчества всё же учреждения разной направленности, и сравнивать их услуги и оценивать их будет намного сложнее. Вся необходимая нормативная база у нас имеется, планы работ на период 2016 – 2018 гг. составлены. Через пару лет можно будет уже более объективно говорить о том, что сделано, какие трудности имеются, как мы их решаем, и какие дополнительные критерии необходимо вводить.

  По итогам состоявшегося расширенного заседания приняты соответствующие рекомендации.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!