Новости

Детским игровым площадкам - повышенное внимание

  12 сентября 2018 года Комитет по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальной политике Думы Чукотского автономного округа провёл расширенное заседание по теме «О состоянии детской игровой инфраструктуры (детские игровые и спортивные площадки) на территории Чукотского автономного округа».

  Как отметил Председатель Думы округа Александр Маслов, открывая заседание, рассматриваемая тема является весьма важной для населения региона, ибо касается она в первую очередь наших детей, тем более что в Думу поступает достаточно много обращений от граждан, проживающих в национальных сёлах, по вопросу либо строительства в их населённых пунктах детских площадок, либо по их ремонту, так как площадки зачастую находятся в сильно изношенном состоянии.

  Дума провела соответствующий анализ реального состояния дел в этой сфере, и депутаты пришли к выводу, что картина и вправду не очень радостная и вызывает много вопросов. С одной стороны, площадки есть, и это хорошо. На летний период они становятся центрами не только детского, но и семейного отдыха. С другой стороны, если говорить о районах, многие детские площадки попросту не имеют хозяина, который должен за ними следить и поддерживать в рабочем и безопасном состоянии. При этом нужно знать не только процент износа площадок, но сделаны ли они по проекту? Детская игровая площадка – это серьёзное, сложное инженерное сооружение, которое должно соответствовать требованиям СанПин, ГОСТ.

  Если есть проект – понятна и цена сооружения. А у нас есть площадки, которые попросту не имеют проекта. И если случится трагедия на площадке, возникнет вопрос: а по какому проекту она вообще возводилась? И органы прокуратуры начнут проводить своё расследование. Поэтому каждая детская игровая площадка в округе должна иметь свой техпаспорт, должна быть простроена по проекту в соответствии со всеми инженерными и санитарными требованиями к такого рода сооружениям.

  Нельзя подходить к такому серьёзному вопросу исходя только из логики цены: покупать то, что подешевле, потому что денег нет. А это – жизни и здоровье наших детей. Поэтому нужно рассматривать вопрос в комплексе: возможности выделения грантов или дополнительных средств муниципалитетам на эти виды работ. В первую очередь должно быть качество. К площадкам, относящимся к системе образования, кстати, возникает меньше всего вопросов. Больше вопросов к площадкам общего пользования в населённых пунктах: в чьём ведомстве они находятся, кто несёт ответственность за их обслуживание, ремонт и содержание? На чьём балансе находятся те или иные площадки?

  Пусть муниципалитеты разберутся у себя на местах по этой части и направят нам всю необходимую исчерпывающую информацию, либо берут площадки на свой баланс,  определяют ответственного за их содержание. Порой возникает совершенно парадоксальная ситуация:  выделятся дополнительные деньги на ремонт и содержание площадок, но неизвестно, кому их нужно выделить в виду отстутствия соответствующих проектов? От этой неопределённости нужно уходить. Муниципалитеты должны иметь готовые и отработанные проекты, с которыми можно было бы в любой момент, при выделении дополнительных средств, входить в программы просвещения, спорта и т.д. Органы власти в свою очередь должны осуществлять контроль за исполнением рекомендаций, которые будут выработаны по данному вопросу.

  Председатель Комитета по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальной политике Думы округа Валентина Кеулькут сказала, что, согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию, в наших городах и населённых пунктах необходимо создать современную среду для жизни людей, вывести её на качественно новый уровень, комфортный для проживания. Детская игровая или спортивная площадка - это востребованные, важные, необходимые объекты, но это ещё и зона повышенной опасности для детей. На анадырских городских детских площадках имеются информационные таблички по Правилам пользования, Правилам поведения, что запрещается делать на этих объектах, телефоны экстренных служб, данные об эксплуатирующей ороганизации, однако на площадках в других муниципальных образованиях такая информация зачастую отсутствует. Требования же к эксплуатации должны быть обязательными к исполнению.

 Детские игровые площадки должны находиться под постоянным контролем со стороны обсуживающей организации. Отмечается высокий износ игрового оборудования, невозможность закупки отдельных комплектующих частей для проведения текущего ремонта, высокую стоимость самого комплекса игрового оборудования.

  Во многих населенных пунктах необходимо строительство стационарных спортивных площадок, установка новых игровых комплексов, проведение бетонных работ, ремонт ограждений, установка спортивных элементов. Большинство данных работ не производится ввиду отсутствия денежных средств у органов местного самоуправления. Тем не менее, необходимо определить приоритетные объекты на ближайшие два-три года – какие работы по ремонту, организации площадок, когда и в каких населённых пунктах нужно проводить. С 2007 года в стране проводится программа поддержки местных инициатив – инициативное бюджетировани, куоторое внедряется и в округе.

 Надо отметить опыт жителей в селе Рыткучи Чаунского района, которые в рамках реализации проекта «Народный бюджет» в 2018 году провели очистку и планировку территории под будущую игровую площадку. В г. Певек 9 сентября текущего года было проведено рейтинговое голосование по выбору объектов по благоустройству территории. Такой опыт неплохо было бы использовать и другим муниципалитетам.

  Зам. начальника Управления государственной политики в сфере образования Департамента образования, культуры и спорта Юрий Коцар остановился на том, что в Анадыре на площадках дошкольных образовательных учреждений всё соответствует СанПин, кроме площадки детского сада в селе Тавайваам, где требуется благоустройство и замена оборудования.

  В Билибинском районе обновление детских игровых площадок проводилось в сёлах Кепервеем, Илирней и Омолон, но требуется обновление в Анюйске и Островном.

  Провиденский городской округ обновил игровые площадки в текущем году в Энмелене, Янракынноте, Нунлигране. Однако требуется обновление и ремонт площадки в Новом Чаплино.

  Что касается ГО Певек, то отсутствует информация по ситуации в сёлах Айон и Биллингс. По городскому округу Эгвекинот необходимости строительства новых площадок нет, однако повсюду требуется проведение ремонта уже имеющихся.

  В Чукотском районе имеется информация только по Лорино. По остальным населённым пунктам поступила общая информация – что требуется обновление имеющейся базы и строительство новых площадок.

  С одной стороны, казалось бы, всё, что имеется, относится к ведению муниципалитетов, но вместе с тем, есть детские площадки, которые размещаются в жилищном секторе. Возникает вопрос: на чьем балансе  они находятся и кто несёт ответственность за их содержание и ремонт?

  Что касается процента износа детских площадок, он разный: например, в Билибинском районе в Островном обновление площадок было произведено в 2000 году, в Анюйске – в 2008 году, в Илирнее – в 2012 году, в Омолоне – в 2016 году.

  Провиденский городской округ: Энмелен – обновление было в 2018 году, Янракыннот, Нунлигран и Сиреники – в 2016 году, в Новом Чаплино – в 2008 году.

   О детском травматизме на площадках, нужно отметить. В 2017 году был зафиксирован только один такой случай среди детских садов округа. А вот на площадках при школах таких случаев было больше, - порядка трёх или четырёх.

  Министерство просвещения РФ реализует программу содействия ремонту и строительству спортивных сооружений, расположенных в сельской местности, в образовательных учреждениях. Приоритет отдан спортзалам при образовательных учреждениях. Но если образовательное учреждение или муниципалитет сумеют доказать, что нужна плоскостная площадка, которая будет привлекать большой процент учащихся для занятий спортом, то возможно софинансирование с субъектом. Такая плоскостная площадка у нас уже отремонтирована в Конергино. На 2019 год заявлены три таких объекта – в Амгуэме, в Рыркайпии, в Илирнее.

  Единственное требование – чтобы федеральный бюджет был реализован до конца текущего финансового года. При этом соотношение составляет 90 к 10: 90% финансирования выделяет федеральный бюджет, 10% - окружной. В окружном бюджете средства на эти цели заложены на текущий и на 2019 годы. Но главное, чтобы к нам поступили заявки от муниципалитетов на эти цели с полной документацией объекта. Именно таким образом мы сумели отремонтировать спортзал в Уэлене. Лидером же в этом отношении является ГО Эгвекинот, который присылает программы на перспективу: что бы они хотели у себя в городском округе. Остальные муниципалитеты действуют не очень активно в данном направлении. Два раза в год на коллегиях мы просим подавать нам заявки: где и что необходимо построить или отремонтировать.

  Зам. начальника Управления спорта и туризма Департамента образования, культуры и спорта Павел Дьячков пояснил, что в регионе насчитывается 8 спортивных площадок из 91 спортивный объект (две  в Анадыре, площадка в Марково, многофункциональная спортплощадка в Новом Чаплино, две спроектированы в Эгвекиноте). Площадка в Лаврентия требует ремонта. Строится спортплощадка в Лорино. Внесены предложения по строительству многофункциональных спортплощадок в ряде муниципальных образований. Имеющиеся спортплощадки находятся на балансе муниципалитетов. Все они находятся в удовлетворительном состоянии и в период с апреля по октябрь максимально загружены, то есть востребованы населением.

  Надо сказать, что строительство спортплощадок в Марково и Новом Чаплино было внесено в государственную региональную программу. То же касается и строительства спортплощадки и в Лорино. Она должна быть построена до конца текущего года. Сама же программа по строительству спортивных объектов в округе (в том числе и спортплощадок) действует до 2020 года. Согласно исполнению Указа Президента РФ до 2024 года мы должны поднять уровень обеспеченности населения спортивными объектами до 55%.

  Глава городского округа Анадырь Илья Давиденко сказал, что необходимо поддерживать связь с Министерствами – просвещения и спорта, чтобы понимать, какие федеральные программы существуют,  какие из них применимы у нас на местах, и какие можно использовать муниципалитетам, помогая им разрабатывать проекты.

  Что касается города, то в Анадыре существуют 14 дворовых детских игровых площадок. 13 из них находятся при муниципалитете. По 14-ой, что на улице Тевлянто, 13, работа по передаче муниципалитету сейчас ведётся. Спортивный стадион находится при школе, которая и обслуживает его содержание и ремонт.

  Город занимает 2-е место по России среди столиц субъектов после г. Грозный по обеспечению детей детскими площадками и игровыми зонами отдыха. Каждый год город пополняется новой площадкой. Стоимость площадки в наших условиях весьма высокая – порядка 7 млн. руб. В текущем году появится реконструированная площадка во дворе в районе улиц Строителей, Энергетиков.

  Раньше мы столкнулись с проблемой отсутствия паспортов на все площадки. Поэтому мы не могли проводить конкурсы по обслуживанию площадок, которых на ту пору по городу насчитывалось 11, не могли назначить ответственных за их содержание. В связи с этим мы начали с паспортизации площадок, с наведения порядка по земельным отводам и т.д. И в течение года проделали всю эту работу, затратив на эти цели порядка 30 млн. руб.

  Поэтому органы МСУ должны вести предварительные работы по отводам земельных участков. Сегодня мы объявляем конкурсы со стартовой ценой в 2 млн. руб. на обслуживание площадки. Мы строго следим за исполнением подрядчиками своих обязательств: по качеству уборки, по содержанию площадки в рабочем состоянии, по обязательному присутствию на них информационных стендов. Если подрядчик плохо исполняет договорные обязательства, к нему применяются штрафные санкции.

   С другой стороны, контрактная система позволяет нам осуществлять наши полномочия в рамках заключённых договоров. Если возникает необходимость по ремонту, мы составляем акт и компания, обслуживающая площадку, должна приводить её в рабочее состояние.

 Если во дворах площадки для детей имеются, в городе, в котором проживает очень много детей, не хватает одного центрального большого детского парка. На 2019 год мы запланировали рассмотрение проекта на строительство такого парка. Министерство строительства и ЖКХ нам готово помочь в этой работе. Проект обойдётся городу в сумму порядка 6-7 млн. руб. Но без проекта сегодня никакие работы невозможны.

  В 2016 году мы провели эксперимент по инициативному бюджетированию. У города есть своя программа для поддержки инициативных людей по благоустройству территории по проектам, которые нам предлагают граждане и с их участием. Благодаря такой инициативе у нас появилась детская игровая площадка в районе Тевлянто, 13, хотя мы изначально предлагали поставить её в другом месте. Но нам жители предложили именно этот вариант. Отмечу, что данная игровая площадка была приобретена при помощи городских предпринимателей. Вообще, когда мы ведём работу по проектировке обустройства дворовых территорий, мы закладываем самый минимум средств от стоимости строительства, так как нам существенную помощь в этом оказывает предпринимательское сообщество города. Мы с предпринимателями находимся в постоянном диалоге. Надо сказать, что в городе работают социально ответственные предприниматели, которые реально помогают городу. Площадка в Тавайвааме тоже была построена в том числе и благодаря помощи наших предпринимателей.

   Практика показала, что прежде чем что-то начинать делать, нужно изначально подготовить всю необходимую документацию – по отводу земли и проч.

  Если говорить о детских садах, нужно учитывать тот факт, что на федеральном уровне постоянно меняются требования к детским площадкам в детских садах. Они становятся более строгие. В нынешнем году мы претворили в жизнь проект в размере 20 млн. руб. (только на первом этапе и с последующим увеличением до 50 млн. руб.) в детском саду «Золотой ключик». Сюда будут доставлены игровые комплексы. Вопрос заключается в следующем. Дело в том, что на все детские сады у нас имеются проекты, но требования Роспотребнадзора, санэпидстанции, прокуратуры с каждым годом всё более ужесточаются.

  Если по тому же «Золотому ключику» проект был согласован со всеми инстанциями в феврале, то при работе на детской площадке требования уже изменились: так как у нас северная территория, то для прогулки детей в плохие погодные условия мы обязаны предусмотреть закрытые пластиковые галереи, причём, для каждой группы. А там 12 групп. При этом, требования для всех одинаковые, - как для города Анадырь, так и для отдалённого села.

  Думаю, что нужно органам местного самоуправления необходимо работать совместно с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО по разработке проектов для муниципалитетов, так как проектных организаций у нас нет, чтобы разрабатывать проект двора или детской площадки. Пусть это предложение будет, как рекомендация по итогам нынешнего заседания. Нужно учитывать ещё и тот факт, что чем дальше от Анадыря, тем цены будут выше: если детская площадка в Тавайвааме обошлась в 7 млн. руб., то в том же Конергино она обойдётся в 12 млн. руб.

  Нельзя забывать и о том, что детские площадки приобретаются только у определённых изготовителей и поставщиков, количество которых в стране ограничено.

  Говоря о зимнем периоде, следует отметить, что зимой читка площадок от снега, льда  без причинения  ущерба покрытиям и оборудованию детских площадок попросту невозможно. Поэтому проще площадки оставлять на зиму и чистить их уже ближе к лету.

  Следует учитывать и сроки проведения работ по площадкам, в том числе, с учётом проведения конкурсных процедур, заказа, завоза оборудования  и т.д.  К сожалению, практика показывает, что пока на федеральном уровне подводятся итоги конкурсов типа «Малых городов России», в которых мы участвуем, пока идёт защита новых, финансирование открывается летом, а к концу года с нас требуют уже отчёт о проделанной работе. В связи с этим наши пожелания в этом контексте были услышаны, и конкурсы уже будут проводиться не в марте, как раньше, а в ноябре-декабре.

  Заместитель начальника Департамента финансов Оксана Кузьменко пояснила, что инициативное бюджетирование является ещё одним дополнительным механизмом по улучшению состояния детских игровых площадок. С 2019 года на эти цели предполагается предусматривать средства окружного бюджета. Оно основывается на участии граждан в определении выбора объектов, расходования бюджетных средств, контроля за реализацией проектов. Его участниками являются сами жители, предприниматели, физические и юридические лица, общественные организации с равной доступностью всех жителей муниципальных образований, с конкурсным отбором, открытостью и гласностью.

  Софинансирование возможно из всех видов бюджета – муниципального, окружного и федерального. Отбор проектов будет осуществляться в два этапа:

- на уровне муниципальных образований предполагается создание комиссий, в которые и будут поступать проекты, из которых будут отбираться наиболее интересные, перспективные и социально значимые, которые затем и будут направляться

- на уровень субъекта, где тоже будет создана комиссия под председательством Губернатора, на основании определённых критериев будет проводиться конкурс.

   Победивший проект будет направлен в муниципалитет, который и будет их реализовывать.

  При формировании окружного бюджета на следующий год будут определяться объёмы финансовызх средств из желаний и возможностей.

    Что касается проведения конкурса, то его можно проводить в конце года, либо в самом начале года последующего. Устанавливаеть при этом минимальный процент софинансирования мы  не будем. В стоимость проекта входит весь комплекс работ, оборудования, начиная от самого проекта. Со своей стороны, мы будем оказывать консультативные услуги для муниципалитетов. Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО, через который будут проходить проекты, будет учитывать все нормы технического регламента детских игровых и спортивных площадок. Если говорить о Департаменте финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО, у нас будет своя нормативная база, которая будет определять сроки подачи заявок самим муниципалитетом.

  Зам. главного врача по амбулаторно-поликлинической работе ГУЗ «Чукотская окружная больница» Екатерина Исхакова сказала, что будет строиться новое здание психиатрическо-наркологического отделения, при котором предлагается предусмотреть на земельном участке обустройство детской игровой площадки. Что касается детской площадки при здании туберкулёзного отделения, то такой объект для больницы весьма дорогостоящий и возможен только при выделении средств, в том числе и на ограждение территории.  А такая площадка для детей, конечно же, нужна.

  Зам. Главы Администрации Анадырского муниципального района Лариса Абрютина подчеркнула, что Анадырский район является самым крупным в округе и включает в себя 11 сельских поселений, два городских, и придощкольных и образовательных учреждениях имеются детские игровые и спортивные площадки. В частности, хорошие игровые и спортплощадки имеются в Ваегах.

  В текущем году многофункциональная спортивная площадка с искусственным покрытием была принята в с. Марково, но по ней готовятся документы на передачу её на баланс образовательного учреждения, так как у поселения нет средств на её содержание. В стадии завершения строительства находится детская игровая площадка в Беринговском, но, к сожалению, там нет спортивной площадки. Спортивный комплекс строится в Мейныпыльгино. Никаких площадок нет в Чуванском, Снежном, Хатырке и в Краснено. А дети там есть.

  Органы местного самоуправления должны ежегодно вести работу по оформлению. сводных заявок по строительству детских игровых и спортивных площадок в населённых пунктах МР или городских округов для последующего направления в Департамент образования, культуры и спорта Чукотского АО. Помимо этогоо органы МСУ и общественные организации коренных малочисленных народов Чукотки должны принимать совместное участие в конкурсах НКО "Фонд социального развития "Купол" по проектам организации детских игровых и спортивных площадок.г

  Руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому АО Ирина Феделеш остановилась на том, что их служба как раз и осуществляет контроль за состоянием детских игровых площадок. 17 мая 2017 года решением Совета Евразийской  экономической комиссии принят технический регламент Евразийского экономического Союзав "О безопасности оборудования и покрытия для детских игровых площадок", который установливает требования к безопасности оборудования и покрытия для детских игровых площадок и связанными с ними процессами проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

  Устанавливаемое на площадках оборудование должно обязательно иметь декларацию соответствия, либо сертификат соответствия, с обязательной маркировкой соответствия требованиям Совета Евразийского экономического Союза. То есть, новое оборудование должно иметь соответствовать всем этим требованиям. Даже при частичной замене.

  По всем поднятым на расширенном заседании вопросам будут приняты соответствующие рекомендации.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!