Новости

Выездное совещание Комитетов Совета Федерации ФС РФ в Чукотском автономном округе

21 апреля 2018 года в Думе Чукотского автономного округа состоялось выездное совещание по теме «Вопросы обеспечения транспортной доступности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерльного округа, на примере Чукотского автономного округа» с участием Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитета Совета Федерации по экономической политике, представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерства экономического развития Российской Федерации.

  Открывая совещание, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко сказал, что оно проводится по поручению Председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко после проведения Дней Чукотки в Совете Федерации.

  В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Путин чётко обозначил стратегическую задачу перед органами государственной власти - «прошить современными коммуникациями всю страну в ближайшие десять лет».

  Что касается Дальнего Востока, Президент потребовал буквально во всех государственных программах социально-экономического развития страны отдельной строкой прописывать «дальневосточный компонент» применительно к дальневосточным условиям, ибо здесь совершенно иная специфика в отличие от остальных территорий России.

  Поручение Президента необходимо исполнять. Сегодня транспортная инфраструктура Дальнего Востока по сравнению с другими регионами выглядит не лучшим образом. По данным на 2017 год транспортная система Дальнего Востока представляет собой 90 тыс. км., автодорог, 8 тыс. км. железных дорог, более 23 тыс. км. внутренних водных путей, 28 морских и 16 речных портов, 82 аэродрома. Составлен паспорт модернизации транспортной инфраструктуры, под реализацию мероприятий которой определены 80 млрд. руб. федеральных средств, освоение которых в федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 – 2020 гг. не предусмотрено.

  Исключительное значение для развития Дальнего Востока, тем более для Чукотки, имеет авиация. Объём авиаперевозок по Дальнему Востоку за последние шесть лет в целом значительно увеличился. Одной же из основных проблем при этом остаётся высокая стоимость авиабилетов для населения округа, особенно для семейных граждан с детьми.

  Если говорить о федеральной программе субсидирования авиаперевозок, есть сомнения, что осваиваются далеко не все средства, выделяемые на исполнение этой программы. Существуют проблемы и на внутрирегиональных магистралях, когда транспортная составляющая ложится большим бременем на экономику и финансы субъекта. Субсидии же распределяются на те субъекты, которые могут обеспечить софинансирование, тогда как северные территории ДФО в этом отношении начинают проигрывать, тем более имея при этом проблемы аэропортов, их взлётно-посадочных полос.

  Остро стоит вопрос по обновлению парка воздушных судов. Нужно чётко знать, на каких самолётах будут летать пассажиры как внутри региона, так и на центральных маршрутах: будут ли это суда зарубежного, или всё же отечественного производства.

  Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение разрабатывать Стратегию пространственного развития страны, так что и данное выездное совещание тоже должно послужить отправной точкой в этой работе.

  Чукотка в этом отношении является одним из тех регионов в стране, где вся проблематика транспортной доступности выражена наиболее характерно, и поэтому её решение требует особого внимания.

  Выступая с приветственным словом к участникам совещания, Председатель Думы Чукотского автономного округа Александр Маслов отметил проблему «плоских тарифов», ибо по тем ценам, которые северянам предоставляют авиакомпании, летать сложно.

  Органам власти округа необходимо решать вопросы и внутрирегиональных перевозок, что очень важно в таком регионе, как Чукотка, с очень сложной транспортной схемой и огромной удалённостью населённых пунктов друг от друга, где кроме авиации иных средств передвижения попросту нет, а людям нужно перемещаться.

  Необходимо также предусмотреть развитие направлений по всему ДФО, чтобы уйти от такой ситуации, когда для перелёта из Анадыря в другой дальневосточный регион северянам приходится лететь сначала в Москву, а из Москвы вновь совершать длительный перелёт в свой пункт назначения, то есть лететь, по сути, в обратную сторону.

  Но Чукотка также регион морской и речной, поэтому речь нужно вести и о модернизации морских портов и о развитии речных перевозок, потому что через них осуществляется перевалка многих сотен тысяч тонн грузов.

  Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации Илья Белавинцев остановился на том, что государством перед авиацией была поставлена задача обеспечить к 2024 году долю маршрутов без Москвы в размере 50%, то есть необходимо обеспечить такое развитие маршрутной сети, чтобы рост объёмов пассажирских перевозок между субъектами вырос в два-три раза. Поэтому на линии Москва – Анадырь, где отсутствует «плоский тариф», необходимо обеспечить не одного авиаперевозчика, а двух и больше.

  Министерство занимается анализом для решения этого вопроса. Перевозчики ссылаются на отсутствие экономики на этом «плече», на небольшой пассажиропоток, чтобы входить на этот маршрут. Чтобы этот пассажиропоток появился, нужно совместными – федеральными и региональными усилиями - активизировать местные маршруты.

  Всего 9 аэропортов Чукотки в 2017 году обслужили 176 тыс. пассажиров, при населении округа в 50 тыс. человек. Это неплохой показатель (с ростом в 2017 году в 10% по отношению к 2016 году). В 2018 году за счёт субсидий планируется перевезти порядка 30 тыс. чукотских авиапассажиров. Поддержку получат пять маршрутов: Анадырь – Москва, Анадырь - Магадан, Анадырь - Хабаровск, Анадырь - Якутск, Певек – Москва. Но нужно понимать, что количество заявок в два – три раза превышает бюджет самой программы субсидирования. Финансирования явно не хватает.

  Тем не менее, проведённая работа по объединению программ авиаперевозок позволила перенаправить полученную экономию средств на наиболее востребованные маршруты. Говоря о Чукотке, сюда поступят дополнительные квоты, которые покроют закончившиеся льготные билеты.

  Если касаться вопроса субсидирования региональных авиаперевозок, на Чукотке два маршрута подпадают под эту категорию из 116 в целом по России и из 22 по Дальнему Востоку, но количество маршрутов может быть увеличено. Существенным дополнением к исполнению программ по авиаперевозкам являются и региональные программы. В частности, в Чукотском автономном округе на эти цели из бюджета округа выделяются порядка 500 млн. руб. Поэтому Минтранс предлагает Минфину при определении господдержки из федерального бюджета учитывать расходы субъектов на субсидирование региональных и местных авиаперевозок.

  Что касается софинансирования маршрутов, в первую очередь Минтранс выделяет средства труднодоступным регионам. На Чукотке находится 7 аэропортов, которые требуют реконструкции, в связи с чем Минфину поручено предусмотреть на эти цели дополнительные средства. В частности, на реконструкцию аэропорта в Певеке с 2019 по 2021 гг. предусмотрены 3,5 млрд. руб. Соответствующие предложения направлены в Министерство финансов. При этом нужно учитывать, что все аэропорты Чукотки находятся в регионе со сложными климатическими условиями, что связано со своевременной доставкой сюда стройматериалов. Это может усложнить приход сюда подрядных организаций в связи со сложностью проведения конкурсных процедур.

  В связи с этим Минтранс РФ направил предложения в Правительство Российской Федерации, чтобы поручить Минстрою РФ совместно с органами исполнительной власти субъекта, в частности Чукотского автономного округа, доработать нормативы, подлежащие применению при определении сметной стоимости строительства объектов, финансирование которых ведётся с привлечением средств бюджетов, с учётом расходов по доставке грузов.

  Аэропорт Беринговский необходимо реконструировать до 2022 года, Залив Креста – до 2021 года, Кеперевеем – до 2022 года, Провидения, Марково и Лаврентия – до 2024 года. Всё это позволит обеспечить развитие региональных и местных авиаперевозок в округе.

  Что касается ситуации с авиапарком, нужно уже в самое ближайшее время на государственном уровне определяться в целом, на чём мы будем летать, исходя из складывающегося положения дел. Самый оптимальный вариант, это модернизация имеющихся отечественных самолётов, пока проблема не обострилась до крайности.

  Заместитель директора Департамента инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Ирина Маканова в своём выступлении коснулась темы дефицита льготных авиабилетов. Почему льготные билеты были распроданы буквально за несколько дней? Дело в том, что с 2014 года финансирование билетов по субсидируемым маршрутам сократилось. При этом, почему-то в перечне субсидируемых маршрутов по ДФО вдруг обнаружились маршруты, не имеющие к ДФО никакого отношения, а это минус 427 млн. руб., такие, например, как Нарьян-Мар, Горный Алтай, и т.д. – всего 11 маршрутов.

  По Чукотке субсидии получили две авиакомпании – Ютэйр и «Якутия» - по трём направлениям. По маршруту Москва – Певек – Москва продажа льготных билетов закрыта. К сожалению, Чукотка единственный регион по ДФО, который пока не охвачен «плоским тарифом». Поэтому этот вопрос требует детальной проработки либо с «Аэрофлотом», либо с компанией «Россия», которые, к тому же, имеют государственное участие. Предусматриваются и иные варианты по ряду экономических направлений. Но общая позиция такова, что финансирование должно быть увеличено. Однако это уже вопрос к Минфину.

  Первый вопрос. Не нужно забывать и о вопросе развития авиапромышленности. Спрос на гражданские суда растёт. Местные перевозки по ДФО сегодня обеспечивают 172 воздушных судна: 100 самолётов и 72 вертолёта. При прогнозной потребности до 2025 года в 117 воздушных судов: 69 самолётов и 48 вертолётов. Общая стоимость 32 млрд. руб. Финансирование на эти цели по госпрограмме отсутствует. Существует программа создания турбовинтового самолёта Ил-114-300 на 64 посадочных места, начиная с 2020 года, который должен заменить Ан-24. Однако по оценке специалистов ДФО данный тип самолёта невозможно будет эффективно использовать на Дальнем Востоке по причине низкого расположения воздушных винтов. Тем не менее, программа финансируется и самолёты создаются. На сегодняшний день альтернативы судам иностранного производства пока нет.

  На заседании авиационной коллегии мы предложили обнулить аэропортовые ставки сборов казённых предприятий для выполнения социально значимых полётов в том числе и для аэропортов Чукотки. Это должно дать плюс 15%, что по оценочным расчётам означает снижение стоимости авиабилетов ещё на 15%.

  Есть вопрос и по квалификационной подготовке лётного состава для соответствующих территорий.

  Второй проблемный вопрос касается отказа аэропортов работать круглосуточно в качестве запасных. Видимо, необходимо вводить нормативные требования и рассчитать всю экономическую составляющую для определённой категории аэропортов, которые обеспечивали бы такую работу.

  Третий вопрос: перечень труднодоступных и удалённых районов. В настоящее насчитывается порядка 114 населённых пунктов в целом по ДФО, которые должны быть внесены в этот реестр, который предполагает иное применение коэффициента на перевозки. По вопросу ремонта 34 аэропортов в ДФО (включая и Чукотку) поручения, данные Минтрансу, пока не реализованы, так как восстановить финансирование в объёме не менее 50 млрд. руб. поручено с 2019 года.

  Отдельно нужно остановиться на морском порту Беринговский. Его нужно включать включить в программу, так как по нему есть отдельное поручение Президента России, поручение вице-премьера Ю. Трутнева. Но если в Певеке идут работы на гидротехнических сооружениях, то по Беринговскому вопрос в Минтрансе пока решить не удаётся, несмотря на то, что порт нуждается в серьёзной реконструкции, а сам Беринговский включён в территорию опережающего развития и здесь осуществляются серьёзные инвестиционные проекты, работает корпорация «Берингопромуголь», эксплуатирующая порт и за свой счёт поставившая в порту свой пункт пропуска.

  Что же касается ремонта гидротехнических сооружений, по ним пока со стороны соответствующих ведомств не предпринимается ничего.

  Не нужно забывать ещё и такой момент, что действующее снижение цен на энерготарифы по программе «Энергоэффективность» заканчивается в 2020 году. Есть предложение продлить действие программы по снижению цен на энерготарифы до 2027 года.

  Генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик отметил, что существует проблема подготовки лётного состава для местных региональных перевозок. В советское время пилот не имел права сесть в кабину Ил-62, пока он не отлетает определённое количество часов на технике 2 класса – Ту-154, а перед этим он должен был отлетать на самолёте 3 класса – Ан-24, а до этого на Ан-2. Этот период растягивался на шесть лет. А сегодня молодые специалисты, пройдя курс тренажёрной подготовки, могут сразу уходить на магистральные направления. Поэтому нужно восстанавливать квалификационную подготовку, при которой выпускник учебного заведения не имеет права работать на больших машинах, пока он не поработал на малой авиации, ведь речь идёт прежде всего о безопасности полётов.

  Если говорить непосредственно о развитии авиационной инфраструктуры, не нужно на небольших аэродромах строить бетонные взлётно-посадочные полосы, и вкладывать в них большие деньги, а ограничиваться грунтовой полосой для региональных магистралей. Сегодня на Чукотке неплохо зарекомендовали себя канадские самолёты малой авиации. В то же время Минпромторг рекомендует авиакомпании брать самолёты Л-410, которые вряд ли смогут эксплуатироваться в условиях Дальнего Востока, тем более, на Крайнем Севере, с учётом того что данный тип судна над водой вообще не летает. Сегодня же у нас эксплуатируется 16 типов судов, что приводит к распылению ресурсов. Поэтому необходимо укрупниться, создать одного перевозчика для местных авиалиний, остановиться на одном типе самолёта, что позволит подходить к решению всех вопросов централизованно и унифицировано.

  Исходя из того, что полёты субсидируемые, нужно заключать контракты не на один год, как сейчас, а на более длительный период времени, чтобы авиакомпании было выгодно работать с регионом, исходя из того, что самолёты в лизинг даются авиакомпании на пять лет. На внутрирегиональных линиях по Чукотке ежегодно перевозится по 44 тыс. человек, по 47 тыс. в Москву, по 15600 человек летают из Анадыря на Дальний Восток. Нужно решить вопрос по субсидированию полётов, чтобы авиакомпании не несла убытки, и компании было бы выгодно летать на дальневосточных маршрутах. Сегодня авиакомпания «Аврора» несёт убытки на этих маршрутах в объёме 1 млрд. 100 млн. руб. Компании невыгодно осуществлять нерентабельные перевозки. Всё в первую очередь решает экономика предприятий. Поэтому необходимо создать перечень социальных маршрутов, разделив ответственность между Российской Федерацией и субъектами. И если аэропорты будут работать не только днём, но и ночью, и в выходные дни, то есть, по желанию авиакомпаний, которые готовы совершать рейсы и в ночное время, в результате улучшится экономика и самих аэропортов. А сегодня тот же Анадырь начинает работать с 9 утра.

  Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Важенин остановился на том, что органы власти округа выполняют большой объём работы по развитию территории, включая и транспортную логистику. Однако одной из основных проблем северных территорий является моральное старение авиапарка, отсутствие оптимального типажа авиатехники (парка малых и средних воздушных судов), высокий процент износа взлётно-посадочных полос и аэродромного оборудования, не хватает квалифицированных кадров, ощущается дефицит ресурсов для содержания и развития наземной аэропортовой инфраструктуры. Разработан и принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить транспортную доступность для регионов ДФО, однако должной эффективности от них пока не наблюдается в виду отсутствия достаточного финансирования. Касается это и перевозок. При этом очередь на субсидируемые перевозки только растёт.

  Поэтому нужно исходить прежде всего из ситуации, складывающейся в государстве, находящемся в нынешних политических реалиях, следовательно, что касается Чукотки, не распылять средства на 7 аэропортов, реконструкция которых потребует значительных финансовых средств, которые всё равно невозможно будет получить в нужных объёмах, а сконцентрировать внимание на Певеке, который является стратегическим портом для страны в Арктике, для Северного морского пути.

  Говоря о самолётах, нужно определить типаж отечественной авиатехники для северных и труднодоступных регионов и разработать такие типы воздушных судов, либо усовершенствовать уже имеющиеся, с учётом той политико-экономической ситуации, которая сложилась вокруг нашей страны, и при которой Россия вообще может остаться без воздушных судов иностранного производства и запасных частей и двигателей к ним.

  Главный федеральный инспектор по Чукотскому автономному округу Вячеслав Пинчук сказал, что Чукотка, где авиация является безальтернативным видом транспорта, входит в лидирующие территории в ДФО по запасам минерально-сырьевой базы, что предполагает дальнейшую разработку месторождений полезных ископаемых, для чего потребуется расшивка узких мест в транспортной доступности региона, дальнейшее обустройство морских портов в рамках Северного морского пути. В этом направлении проводится масштабная работа, отмечен рост объёмов грузовых пассажирских перевозок. В 2017 году общий пассажирооборот ставил по округу 182 тыс. человек. Под программу субсидирования подпадают 30 тыс. человек. Между тем, нельзя забывать о том, что Чукотка – регион не только труднодоступный, но и малозаселённый, со сложной транспортной схемой, в котором населённые пункты находятся на значительном расстоянии друг от друга, в связи с чем в регионе необходимо совершенствовать транспортную доступность для экономики и для населения, что в свою очередь даст импульс подъёму промышленности округа, устойчивому развитию региона, имеющему важное геополитическое значение для страны.

  Первый заместитель Губернатора Чукотского автономного округа Леонид Николаев подчеркнул необходимость решения вопроса по «плоскому тарифу» для Чукотки, как единственному региону в стране, на который такой тариф не распространяется. Должен же быть у Минтранса и Росавиации механизм воздействия на авиакомпании с государственным участием, таких, например, как тот же «Аэрофлот». В аэропорту Анадырь протяжённость взлётно-посадочной полосы составляет 3,5 км., что позволяет принимать самые большие самолёты любой авиакомпании мира. Осталось только договориться с такими авиакомпаниями на взаимовыгодных условиях.

  Другой вопрос, требующий решения, касается льготных авиабилетов, которых в продаже уже нет, несмотря на возросшие объёмы их выделения региону. В принципе, необходим комплексный подход к решению единой для округа проблемы в сфере развития транспортной инфраструктуры, которая неотделима от развития экономики округа, - промышленности, энергетики, горнодобывающей промышленности.

  Строительство нового горнодобывающего комбината в Чаун-Билибинской промышленной зоне даст 7 тысяч новых рабочих мест по вахтовому методу, а это – значительное увеличение пассажиропотока. Если говорить о реконструкции 7 аэропортов Чукотки, следует сказать о необходимости типового подхода к проектированию объектов данного назначения в региональном исполнении, которого сегодня попросту не существует. Необходимы строения модульные, легко возводимые, решающие сугубо функциональные задачи, с учётом требований авиабезопасности.

  Аэропорт Анадырь необходимо передать в ведение федерального казённого предприятия. Тем более, есть два поручения Президента России на сей счёт, но которые по сию пору не исполнены. В результате нагрузка на бюджет округа остаётся по-прежнему существенной. Необходимо, чтобы аэропорты находились в ведении федерального казённого предприятия.

  Хотелось бы сказать и о водном транспорте Чукотки. Реки здесь входят в реестр условно-судоходных. Нет соответствующих мероприятий по обустройству рек. Существует запрет на перевозку жидкого топлива, которое обеспечивает жизнедеятельность отдалённых населённых пунктов, по причине требований наличия двойного дна у речных судов данной классификации. Парадокс заключается в том, что таких судов попросту нет. Изначально должен появиться хотя бы проект судов данного назначения. Для начала их нужно построить, а потом уже требовать осуществления перевозки на них. Топливо же необходимо доставлять в сёла и посёлки сейчас.

  Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков обратил внимание участников совещания на то, что, исходя из сложившейся ситуации, жители Дальнего Востока, Крайнего Севера не могут в полной мере воспользоваться своим конституционным правом на свободу передвижения внутри своей страны. Что касается программы субсидирования полётов, она достаточно эффективная, но в течение ряда лет наблюдается снижение сумм субсидирования авиаперевозок. В результате на Дальнем Востоке за пять дней закончились субсидируемые билеты. Только вмешательство вице-премьера Ю. Трутнева помогло дополнительно выделить на эти цели ещё 500 млн. руб. Тем не менее, билетов не хватает. Необходимо на государственном уровне вмешиваться в деятельность тех авиакомпаний, которые необоснованно увеличивают тарифы на грузоперевозки, в результате чего цены на продукты в то же Магадане сразу выросли на 30%.

  Такие авиакомпании с государственным участием, как «Аэрофлот» и «Россия», должны прежде всего реализовывать государственную политику, то есть, осуществлять в том числе и полёты по «плоским тарифам».

  Председатель Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Игорь Шпектор сказал, что нужно не только заниматься вопросами авиации, но и строительством автодорог, которые для Чукотки имеют огромное значение для перевозки грузов и объединения удалённых населённых пунктов. Что касается непосредственно авиатехники, то те же полярные пилоты утверждают, что необходимо вернуться к самолёту Ан-2 , пусть и в модернизированном исполнении, который положительно зарекомендовал себя за многие десятилетия в условиях Крайнего Севера.

  Председатель Думы Чукотского автономного округа Александр Маслов отметил, что сама жизнь и ситуация на рынке авиапроизводителей заставила округа закупить самолёты канадского производства, которые положительно зарекомендовали себя в условиях Чукотки.

  Согласно действующей программе социально-экономического развития округа, на 2018 год в бюджете округа заложен практически 1 млрд. руб. на транспортное обеспечение перевозок внутри региона, это и дотация полётов на местных авиалиниях, и дотация авиакомпании Ютэйр, и субсидирование маршрута Кепервеем – Магадан, и субсидирование коммунальных услуг аэропортовым хозяйствам. Однако нужно помнить, что наполняемость бюджета округа на 80% зависит от горнодобывающей промышленности, и если золотодобывающие предприятия снижают объёмы добычи металла, это сразу же отражается на пополняемости бюджета, что в свою очередь сказывается на финансировании ряда расходов. Тем те менее, транспортная доступность региона должна быть обеспечена, к чему необходимо приложить максимум усилий всех сторон.

  Подводя итоги совещания, Олег Мельниченко сказал, что над решением всех прозвучавших вопросов нужно работать всем министерствам, ведомствам, региону в едином составе, дабы избежать разногласий и недопонимания. Комитеты Совета Федерации со своей стороны готовы оказать активную помощь в проработке и реализации поступивших предложений.

  По итогам состоявшегося заседания будут приняты соответствующие рекомендации для дальнейшей работы в профильных Комитетах Совета Федерации по всем поднятым на совещании вопросам.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!