Новости

Круглый стол Комитета по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальной политике по реализации Закона Чукотского АО "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющих трёх и более детей, земельных участков в Чукотском АО"

23 марта 2018 года Комитет Думы Чукотского автономного округа по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальной политике провёл заседание Круглого стола по теме «О ходе реализации Закона Чукотского автономного округа от 10 октября 2011 года №99-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющих трёх и более детей, земельных участков на территории Чукотского автономного округа».

   Открывая заседание, председатель Комитета Валентина Кеулькут отметила, что вопрос этот весьма серьёзный, потому что, как правило, многодетные семьи не имеют необходимых финансовых средств для улучшения жилищных условий, и выделение земельных участков под строительство жилья стало бы одним из путей решения данной проблемы. Однако решение этого вопроса осложняется ещё и тем, что такие участки не обеспечены необходимой инфраструктурой, техническими коммуникациями, находятся на удалении от населённых пунктов, что не может удовлетворить заявителей.

  Действует соответствующий Указ Президента России, утверждена федеральная государственная программа по обеспечению доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан, разработаны правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ на развитие жилищного строительства. Субсидии распределяются на возмещение затрат, части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным заёмщиками, на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков.

  В своём Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин ещё раз сделал акцент на решении вопроса по обеспечению жильём, в частности, для многодетных граждан, тем более, проживающих в сельской территории.

  Надо сказать, что Комитет уже рассматривал данный вопрос ещё в 2013 году. Тогда в очереди на получение земельных участков стояли 10 человек, из которых участки получили 3 человека. В настоящее время в реестре находятся 87 семей, из них 65 семей получили участки, или 75%, что является неплохим результатом. Тем не менее, существует проблема необеспеченности инженерной инфраструктурой участков. Так как в бюджетах муниципалитетов нет средств на указанные цели.

  Наиболее востребованы земельные участки под индивидуальное жилищное строительство и под ведение подсобного хозяйства. Но при этом стоимость строительства в округе очень высокая. Не каждая многодетная семья может позволить себе такие траты и в целом определить для себя, как реализовать проект. Альтернативой является единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения многодетным семьям, имеющих детей возраста вплоть до 18 лет. Учитываются также дети возраста до 23 лет, если они не состоят в браке и не имеют своих детей. Таким правом в округе воспользовались 9 семей.

  Начальник Департамента социальной политики Евгений Подлесный сказал, что обсуждаемый Закон, в принципе, работает, земельные участки выделяются. Правда, практически никто ещё не начала на них строительство, так как основная проблема носит чисто экономический характер. Чтобы построить одноэтажный дом в Анадыре площадью 100 кв. м., потребуется порядка 8 млн. руб. даже при условии, что муниципалитет обеспечит дом всей необходимой технической инфраструктурой. Плюс затраты на подключение этой инфраструктуры. Такие деньги вряд ли у многодетной семьи имеются.

  Для получения в банке средств ипотечного жилищного кредитования у семьи доход должен быть не меньше 30 тыс. руб. на каждого человека. У многодетной семьи суммарный доход не всегда соответствует уровню, необходимому для получения ипотечного кредита. При нормативе 18 кв. м. на человека семья из пяти человек должна иметь 90 кв. м. жилой площади, на что потребуется порядка 3,5 млн. руб. по нормативам Минстроя России. Именно такую компенсацию семья может получить. Но семье нужно для начала найти первый взнос на ипотечный кредит, что весьма непросто. И нужно иметь соответствующий доход для получения ипотечного кредита. То есть, чтобы получить компенсацию, необходимо что-то потратить. А тратить многодетной семье, как правило, нечего. Получается замкнутый круг. Таким образом, высокая стоимость строительства жилья в условиях Крайнего Севера и тормозит процесс. Хотя участки под строительство и выделяются.

  Тем не менее, многодетные семьи и дети-инвалиды не остаются без внимания органов власти. Они обеспечиваются жилыми помещениями за счёт окружного бюджета. Существует механизм ипотечного жилищного кредитования, по которому первый взнос вносит Департамент в сумме до 1,5 млн. руб. (не больше 30%). Тем самым первый взнос компенсируется до 100%. Семья также может использовать средства материнского капитала. А далее Департамент компенсирует до 50% ежемесячного платежа, но не более 10 тыс. руб. в месяц. Программа эта хоть и слабо, но работает.

  Надо отметить, что банки занимают достаточно активную позицию, идут навстречу. Особенно это касается «Россельхозбанка» и Сбербанка, которые хорошо сотрудничают с округом в реализации данной программы. Большой участок для строительства жилья многодетной семье, по сути, не требуется.

  Что же касается участка для подсобного хозяйства, то в этом случае размеры могут быть разные, но выделение такого участка упрощает задачу для муниципалитета, так как в этом случае муниципалитет не обязан подводить инженерные сети. Если у многодетной семьи есть 60% от стоимости жилья собственных средств, Департамент добавляет 40% для приобретения семьёй жилья. И при продаже участка семьёй, она с нашей помощью сможет приобрести квартиру. Но вопрос заключается в другом, - будет ли эта квартира соответствовать по нормативам необходимой жилплощади? В качестве примера: коттедж в Тавайвааме жилой площадью в 106 кв. м. мы приобрели за 8 млн. руб. для семьи с пятью детьми.

  Есть ещё одно решение вопроса: заинтересовать инвестора в реализации данной программы. Инвестор строит дом с квартирами необходимой площади для многодетных семей и выставляет его на продажу. Не нужно забывать так же, что выделенный земельный участок должен использоваться только под жилищное строительство, или под ведение подсобного хозяйства. Если в Анадыре земля – это актив, который можно использовать в коммерческих целях, то в селе земля – это пассив. Ни в одном селе не было видно интереса со стороны людей, которые согласились бы взять земельный участок, на котором человеку органы власти могли бы помочь построить дом. Как только человек, проживающий в селе, понимает реальную стоимость строительства дома, он отказывается от этой затеи. У сельчанина попросту нет таких денег. А если есть, то зачем ему строиться в селе, когда за гораздо меньшую сумму он может построить жильё в более комфортных районах. Поэтому история с ИЖС в сёлах и завершилась, даже не начавшись.

  Консультант земельного отдела Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района Ирина Белова сказала, что у района проблем в предоставлении земельных участков нет, а у граждан нет необходимости получения земельных участков большей площади, которая указана в Законе. Надо отметить, что люди уже начинают использовать данное им право, как некий капитал, реализуя выделенные им участки за немалые деньги, - от 700 тыс. до 1 млн. руб.

  Начальник отдела по землеустройству и земельной политике Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации ГО Анадырь Алия Бисембаева отметила, что на данный момент в городе многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство предоставлено 48 земельных участков. Под межевание земельных участков город проделал большую работу. Была определена минимальная площадь для участка в 1000 кв. м.

  Нужно учитывать, что в городе земли под индивидуальное жилищное строительство очень мало. При этом все согласования по выделению зон под участки проходили непосредственно с самими многодетными семьями. В настоящее время неотработанными остаются всего 10 заявлений, но уже сформированы три из 10 земельных участков, и работа в этом направлении продолжается. Есть все основания полагать, что к лету она в городе будет завершена.

  Основной проблемой является то, что есть люди, которые постоянно прописаны в районах. В Анадыре же они получают временную регистрацию. Но и они имеют право на получение земельного участка, а это приводит к тому, что постоянно проживающие в городе граждане ограничиваются в своих правах на получение земельного участка. Поэтому нужно чётко определить: все ли граждане имеют право получить земельный участок на территории города, или только те, кто постоянно прописан здесь?

  Если говорить о начале строительных работ, то они уже ведутся на участке №50 по кадастровому учёту. Основной же массив кадастровой работы в городе был проведён в 2017 году, благодаря чему все земельные участки были предоставлены уже в конце года. Если же говорить о возможности использования земельного участка под иные цели, а не под ИЖС, то собственник имеет право поменять вид разрешённого использования участка, но в соответствии с установленным градостроительным регламентом для данной зоны. Иного вида разрешённого, кроме ИЖС, нет.

  Действующие правила застройки землепользования чётко прописаны в градостроительном регламенте, - все дома, прилегающие к улицам, должны иметь единообразный облик. Поэтому строительство так называемых «шанхаев», или кто во что горазд, не получится. При разрешении получения права на строительство такие вещи обязательно оговариваются. Только в этом случае человек получает согласование на строительство, которое производится в соответствии с градостроительным планом и проч.

  Не имеет значения, обычный ли это получатель участка, или многодетный. Порядок для всех один. Город пошёл на то, чтобы удовлетворить запросы и многодетных семей, и граждан, которые желают получить земельный участок так же под ИЖС.

  Говоря о строительстве инженерных коммуникаций под выделенные земельные участки, необходимо признать, что пока этот вопрос не решается. Орган местного самоуправления на 2019 год планирует обеспечить территорию, выделенную под ИЖС, под строительство трансформаторной подстанции. Стоимость работ такой подстанции оценивается примерно в 40 млн. руб., если не больше. Но построить подстанцию – одно дело. От неё необходимо ещё и провести провода, и поставить столбы. А это – новые расходы. Плюс теплоснабжение, водоотведение, канализация. Но прежде всего – энергетика. Будет энергетика – будет и всё остальное. Нужно понимать, что в Анадыре зоны застройки под ИЖС исчерпаны. Искать новые зоны здесь весьма проблематично. В Тавайвааме почва заболоченная и потому непригодна для застройки.

  Председатель Комитет по бюджету Думы Чукотского АО Михаил Андреев сказал, что проведение всех инженерных коммуникаций к земельному участку, где будет вестись жилищное индивидуальное строительство, потребует от города значительных финансовых отчислений. Но тут возникает закономерный вопрос: а будет ли семья строить жильё на выделенном ей участке? И, прежде чем начать работы по проведению инженерных коммуникаций, нужно в первую очередь провести на этом участке кадастровые работы. Не нужно так же забывать, что земельный участок является хорошим инвестиционным ресурсом для семьи, - его можно продать.

  С учётом того, что через пять лет участки подпадают под серьёзное налогообложение, если они не будут использованы по назначению. Поэтому нужно обратить внимание не на сам процесс выделения участков, а инициировать человека на то, чтобы он начал строительство на участке. Только в этом случае цель реализации данного Закона будет понятной. Иначе зачем тогда этот Закон нужен? Если человек берёт участок под ИЖС, он должен быть мотивирован на строительство. Многодетной семье на это потребуется порядка 10 млн. руб. Бюджетная помощь будет составлять примерно 3,5 млн. руб. Остальную часть придётся брать либо под ипотеку, либо задействовать материнский капитал. Выкуп квартир для многодетных семей вряд ли поможет, так как большие квартиру у нас не строятся, а средняя площадь трёхкомнатной квартиры составляет около 77 кв. м.

  Семье из 4 – 5 человек это уже будет маловато. Поэтому единственный выход: строительство жилья в рамках бюджетного финансирования и оказания содействия. И нужно органам власти работать с банками, чтобы они шли навстречу людям, тем более, что Президент РФ призвал к снижению ставок по ипотечному кредиту для многодетных семей.

  Мы заложили в годовой бюджет округа 14 млн. руб. на реализацию программы ИЖС, а этих денег хватит только на два дома. А нам нужно обеспечить 45 человек. Поэтому пути решения необходимо сконцентрировать на том, чтобы включить в эту работу самих людей, оказывая им всю необходимую помощь, иначе через некоторое время от участков попросту начнут отказываться.

  При этом нужно понимать, что продажа людьми выделенных им участков не является реализацией принятого нами Закона, который призван решать в первую очередь жилищную проблему семей, а не быть механизмом для проведения коммерческих сделок.

  1 млн. руб., полученный от продажи участка, не решит жилищную проблему семьи при наших ценах на жильё.

  И.о. регионального директора – управляющего Хабаровским региональным филиалом АО «Росельхозбанк» г. Хабаровск Владимир Быстрых отметил, что основной проблемой является платёжеспособность многодетной семьи. Есть первоначальный взнос, который компенсируется, есть материнский капитал. Но существует и определённая процедура оценки. Бывает ведь и так, что в семье работает супруг, а супруга занимается детьми, и платёжеспособность такой семьи находится на достаточно низком уровне, - ниже 30 тыс. руб. Для банка это уже проблема по выдаче кредита такой семье. Хотя у банка существуют кредитные продукты в том числе и на постройку жилья. Но всё упирается в платёжеспособность клиента. Например, мы выходим на сумму в 5 млн. руб. на 25 лет. В среднем получается 16 тыс. руб. по основному долгу. Всё остальное – проценты. С ними выходит около 40 тыс. руб. в месяц. Поэтому нужно посмотреть возможность компенсации затраченных процентов по ипотеке. Тем более что ряд регионов пошли на такую меру.

  Заместитель начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Сергей Спицын, подчеркнул, что существуют правила землепользования застройки, правила, регулирующие строительные зоны, которые достаточно жёстко определяют и сами зоны, и их границы.

  Чётко прописаны требования и правила к застройке, определяющие архитектурное и строительное единообразие застройки в городской среде.

  Заместитель начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО, начальник Государственной жилищной инспекции Дмитрий Ермаков отметил, что на выделенном по ИЖС земельном участке строительство других отдельных объектов хозяйственного назначения (гаражи и т.п.) не разрешается.

  Объекты хозяйственного назначения могут быть построены только вкупе с жильём, как вспомогательные. В первую очередь нужно строить дома, в которых могут жить многодетные семьи. Рассматриваемый нами Закон определяет в первую очередь именно этот постулат. А всё остальное – вторично. Причём, не нужно рассматривать проблему только на примере Анадыря. Есть ещё национальные сёла. В Уэлькале из 140 человек населения 28 семей нуждаются в улучшении жилищных условий. И такая же ситуация по всему округу. Мы предлагаем решение вопроса ИЖС не только многодетным семьям, но и другим семьям. Многоквартирный дом застройщик в селе не будет сугубо по экономическим проблемам. Стоимость такого дома будет огромной. Тем более, что застройщику нужны объёмы строительства. На строительство одного дома он не согласится. Как правило, село требует возведения школы, больницы, детского сада и т.д.

  Первый заместитель начальника Департамента по промышленной политике, начальник Управления по организации деятельности подведомственных предприятий и учреждений Андрей Мингазов сказал, что вопрос строительства инженерных сооружений упирается в первую очередь в финансирование со стороны муниципалитетов, которым нужно выделять на эти цели и на проведение кадастровых работ финансовые средства. Нужно так же понимать, что выделение земельных участков под ИЖС не закроют полностью проблему с жильём, а решит её лишь частично. Потому необходимо использовать и все остальные варианты.

  В завершение заседания Круглого стола его участники постатейно определили необходимость доработки Закона, исходя из поступивших во время обсуждения замечаний, предложений и дополнений.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!