Новости

В Комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы РФ

Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы Российской Федерации принял рекомендации парламентских слушаний на тему «О совершенствовании мер государственной поддержки социально-экономического развития российского Севера, Арктики и Дальнего Востока».

  Как отмечает депутат Государственной Думы России от Чукотского автономного округа Валентина Рудченко, в рекомендации включён целый ряд предложений, выработанных ею совместно с членами Совета Федерации СФ РФ от нашего региона Арамаисом Даллакяном и Анной Отке, Губернатором округа Романом Копиным и депутатами Думы Чукотского автономного округа.

  Отметим, что районы Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока (далее - макрорегион) располагаются на территории двадцати пяти субъектов Российской Федерации. Значение этого макрорегиона для экономики России исключительно велико. Здесь сосредоточены значительные запасы природных ресурсов мирового значения: рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические, гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы, представляющие собой уникальную часть национального богатства России.

  Макрорегион выполняет стратегическую связующую функцию транспортного коридора между Азией и Европой. На его территории начинаются крупнейшие в мире железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, пролегает самый короткий морской путь из Азии в Европу – Северный морской путь. Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития макрорегиона является преобладание точечного расселения и размещения производительных сил. При этом в силу больших расстояний и экстремальных природно-климатических условий для макрорегиона особенно остро стоят проблемы развития связывающей и социальной инфраструктуры, качества городской среды и продовольственной зависимости. Кроме того на территории макрорегиона проживают представители сорока коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

  Все указанные обстоятельства требуют особого подхода к социально-экономическому развитию макрорегиона. При этом решение и экономических, и социальных задач макрорегиона может быть успешным только при комплексном развитии всех двадцати пяти субъектов Российской Федерации.

  За последние годы принят целый ряд государственных стратегических и программных документов по развитию территорий, входящих в макрорегион. Так, одним из основных инструментов развития Арктической зоны Российской Федерации является госпрограмма Российской Федерации «О социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации», в рамках которой предусмотрена реализация мероприятий по формированию опорных зон развития и обеспечение их функционирования, по развитию Северного морского пути и обеспечению судоходства в Арктике, а также мероприятий по созданию оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения.

  Одним из важнейших инструментов реализации Стратегии социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года является госпрограмма Российской Федерации «Социально - экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в рамках которой предусмотрена реализация мероприятий ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы», мероприятий по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) на территории Дальневосточного федерального округа и реализация отдельных инвестиционных проектов.

  Также в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, разработаны региональные документы стратегического планирования, направленные на реализацию мероприятий социально-экономического развития Арктических территорий. На основе принятых федеральных законов уже работают территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, действует программа «Дальневосточный гектар», запущены крупные инфраструктурные и индустриальные проекты – все это уже дает определенную отдачу.

  Тем не менее, участники парламентских слушаний отмечают, что эффективность принятых мер остается на недостаточно высоком уровне, а используемые механизмы и инструменты требуют дальнейшей корректировки и дополнительной настройки. Главными проблемами, сдерживающими развитие макрорегиона, являются: низкий уровень жизни населения, миграционный отток, высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров в европейскую часть страны и в обратном направлении, высокие тарифы на энергетические ресурсы и цены на нефтепродукты, неразвитость энергетической и транспортной инфраструктур, недостаток инвестиционных ресурсов. Бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав макрорегиона, имеют особые, характерные только для них, расходные обязательства, связанные с климатическими условиями, транспортной составляющей, особенностями обеспечения продукцией, прежде всего топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием, отдалённых районов с ограниченными сроками завоза грузов.

  Все субъекты макрорегиона несут дополнительную финансовую нагрузку ввиду удорожаний региональных расходов в бюджетной сфере, а также на реализацию северных льгот. В связи с этим, уровень развития макрорегиона имеет высокую степень зависимости от бюджетной обеспеченности, которая в свою очередь зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

  Следует отметить, что отсутствуют законодательные (программные) механизмы трудоустройства при массовом высвобождении работников градообразующих предприятий (моногородов). Нет заинтересованности работодателей в организации профессионального обучения (переобучения) трудоустраиваемых работников исходя из потребностей в их квалификации, дифференциации срока привлечения работников и суммы предоставляемых субсидий.

  Особое место в обеспечении транспортной доступности населения макрорегиона занимают внутрирегиональные (местные) воздушные перевозки. При этом ограничивающим фактором развития региональных авиаперевозок является отсутствие серийного отечественного производства самолётов, способных заменить самолёты Ан-2, Ан-24. Необходимо принять решение по разработке и производству принципиально новых легких многоцелевых самолетов для Арктической зоны со сниженными требованиями к условиям базирования, способных выполнять полеты на грунтовые аэродромы.

  К институциональным проблемам макрорегиона необходимо отнести пробелы в регулировании осуществления «северного завоза», определении порядка взаимодействия задействованных субъектов, механизмов финансирования, прав и обязанностей сторон, распределения обязанностей между федеральным центром, регионами и организациями.

  Участники слушаний отмечают, что в настоящее время задачи, направленные на развитие Арктической зоны решаются достаточно разрозненно. Отсутствует системная координация вопросов развития инфраструктуры, нормотворчества, административного взаимодействия заинтересованных сторон, привлечения инвесторов.

  В Российской Федерации до сих пор нет базового закона, в котором бы учитывалась специфика арктической зоны и предусматривались механизмы для обеспечения её комплексного развития. Развитие Северного морского пути осуществляется значительным количеством структур, реализующих дублирующие или не скоординированные функции, отсутствует синхронизация процессов развития Северного морского пути с перспективами развития континентального шельфа и единой программы по модернизации необходимой инфраструктуры.

  Вопросы государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока нуждаются в дальнейшем правовом регулировании. Проживая в экстремальных условиях Российской Арктики, коренные малочисленные народы Севера создали специфическую культуру и систему адаптации к этим условиям. Однако остаётся нерешённым ряд вопросов, касающихся государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, в том числе ведущих кочевой образ жизни.

  Уровень жизни значительной части коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Безработица в районах Арктической зоны России в 1,5-2 раза превышает средние по России показатели.

  Наблюдается снижение уровня высшего и среднего профессионального образования лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Существующая сеть общеобразовательных учреждений также не обеспечивает потребности коренных народов, особой проблемой является обучение родному языку. Остаются проблемы в организации медицинской помощи в макрорегионе.

  Практика показывает, что назрела острая необходимость поменять систему, которая сейчас создана для оказания первичной медицинской помощи на территориях с низкой плотностью населения. Необходимо рассмотреть вопрос о законодательном закреплении возможности реализации регионами права по организации оказания первичной медицинской помощи в стационарных условиях в труднодоступных и отдалённых малонаселённых пунктах. Для повышения доступности медицинской помощи, развития телемедицины и осуществления информационного взаимодействия между медицинскими организациями крайне необходим высокоскоростной Интернет.

  Также важной проблемой является обеспечение препаратами из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов населения северных районов аптечными организациями. Из-за недостатка оборотных средств такие аптеки испытывают трудности в закупке лекарственных препаратов в необходимом объёме и ассортименте, так как предельная розничная надбавка на указанные препараты не покрывает расходов аптечных организаций на их доставку. Особенно остро стоит вопрос о доставке медикаментов в отдалённые и труднодоступные населённые пункты северных районов в период бездорожья. Численность населения макрорегиона продолжает сокращаться.

  На 1 квартал 2017 года численность населения составляла на Дальнем Востоке 6 183 тыс. человек, в Арктической зоне Российской Федерации 2 371 тыс. человек. При этом на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сохраняется миграционная убыль населения. Так, за январь-ноябрь 2017 года в ДФО миграционная убыль составила – 17,2 тыс. человек (за 2016 год – 14,8 тыс. человек).

  За этот период на территорию ДФО прибыло 235,3 тыс. человек, выехало – 252,5 тыс. человек. Численность постоянного населения Арктической зоны Российской Федерации с 2014 по 2017 год сократилась с 2 400 тыс. человек до 2 371 тыс. человек. Вместе с тем, ускорение экономического развития в долгосрочной перспективе невозможно без выхода в ближайшие 3-5 лет на тренд устойчивого прироста населения, что требует нестандартных и смелых государственных решений.

  Участники парламентских слушаний отмечают, что задача опережающего социально-экономического развития макрорегиона носит комплексный характер и может быть решена только на основе взаимоувязки во времени и пространстве мероприятий, реализуемых различными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории макрорегиона, а также крупнейшими компаниями.

  Изучив и обсудив проблемы совершенствовании мер государственной поддержки социально-экономического развития российского Севера, Арктики и Дальнего Востока, участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:

  Федеральному Собранию Российской Федерации: Считать проекты федеральных законов, направленные на обеспечение развития и освоения российского Севера, Арктики и Дальнего Востока приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Правительству Российской Федерации:

  1. Ускорить подготовку и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов: - «О развитии Арктической зоны Российской Федерации»; - «О внесении изменений в статью 261 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающего применение повышающих коэффициентов к расходам по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья на континентальной части Российской Федерации при исчислении налога на прибыль организаций и установление повышающего коэффициента к расходам по геологоразведочной деятельности до 3,5 в отношении наиболее рисковых и сложных регионов. - «О внесении изменений и дополнений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающего отнесение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, фактически произведенных частными инвесторами затрат по строительству (реконструкции) объектов пунктов пропуска при их безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации, а также расходов по их содержанию за счет инвесторов.

  1.2. Провести инвентаризацию социальных льгот и преференций, предоставляемых в соответствии с федеральными законами жителям Дальнего Востока и жителям Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с определением ежегодной потребности финансирования и представлением фактического исполнения по указанным льготам и преференциям в 2016 - 2017 годах, а также с указанием источника финансирования отдельных льгот и преференций.

  1.3. Принять необходимые меры по достижению плановых показателей по грузоперевалке на внутренних водных путях российского Севера, Арктики и Дальнего Востока, а также в Арктическом и Дальневосточном бассейнах. 2. О мерах по реализации государственной политики на Дальнем Востоке

  2.1. Учитывать при разработке и утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации необходимость масштабного освоения пространства и заселения территории Дальнего Востока.

  2.2. Обеспечить создание на Дальнем Востоке конкурентоспособных условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для опережающего развития экономики и социальной сферы, а также достижения показателей качества жизни населения и социально-экономического развития регионов на Дальнем Востоке выше среднероссийского уровня.

  2.3. Завершить работу по формированию в соответствующих государственных программах Российской Федерации разделов, включающих мероприятия по опережающему развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО), с учетом обеспечения согласованности и сбалансированности показателей социально-экономического развития, предусматривающих в условиях ресурсных ограничений и рисков поэтапное достижение показателей на уровне выше средних значений по Российской Федерации, а также с учетом необходимости согласования указанных разделов с соответствующими субъектами Российской Федерации.

  2.4. Разработать программу территориального развития ДФО, обеспечивающую взаимосвязь государственных программ Российской Федерации, которые направлены на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы по территориальному принципу, определив Минвостокразвития России в качестве администратора указанной программы, обеспечивающего в том числе координацию и контроль деятельности в данной сфере федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и федеральных инфраструктурных компаний.

  2.5. Предусмотреть на постоянной основе финансирование из федерального бюджета планов социально-экономического развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, включая приоритетные мероприятия по их социальному развитию.

  2.6. Обеспечить в целях исполнения Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: - проведение комплексных кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с целью создания актуальной топографической основы в соответствующем масштабе на территориях, востребованных гражданами, для предоставления земельных участков; - приведение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, а в случае отсутствия таких документов обеспечить их разработку и принятие; - совершенствование Федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков в части внесения в нее границ населенных пунктов и муниципальных образований, территориальных зон, охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, лесопарков, береговых линий, водоохранных зон, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, установленными в отношении водных объектов; - при подготовке очередных изменений в Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотреть предоставление дополнительных земельных участков гражданам, получившим в соответствии с указанным законом земельный участок в собственность или аренду».

  2.7. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих включение аналогичных положений, содержащихся в законодательных актах, регулирующих деятельность резидентов свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития.

  2.8. Рассмотреть вопрос об учреждении Фонда будущих поколений Дальнего Востока, формирующийся за счет повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию, в целях финансирования мер демографического развития макрорегиона.

  2.9. Разработать и внести в Государственную Думу проект комплексного федерального закона, связывающий воедино все аспекты государственной политики по развитию Дальнего Востока и определяющий единые принципы управления макрорегионом.

  2.10. Провести правовую оценку необходимости внесения изменений в законодательство в целях развития авиации общего назначения в ДФО.

  2.11. Рассмотреть вопрос об увеличении количества мест в высших учебных заведениях ДФО, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

  3. О мерах по реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации

  3.1. В целях усиления государственного влияния на регулирование вопросов социально-экономического развития Севера и Арктики рассмотреть возможность создания федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку государственной политики социально - экономического развития Севера и Арктической зоны Российской Федерации.

  3.2. Законодательно закрепить понятие «опорные зоны развития», механизмы их создания и особенности функционирования.

  3.3. Рассмотреть вопрос о создании отдельной структуры, ответственной в качестве технического оператора за комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих территорий, в компетенцию которого будет входить функции в сфере судоходства, развития портовой инфраструктуры, безопасности мореплавания, а также обеспечения необходимых при этом сервисов в рамках одного инфраструктурного оператора с возложением на него функций по оказанию государственных услуг в области морской деятельности.

  3.4. Обеспечить гарантированное финансирование мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Социально - экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» после 2020 года.

 3.5. Предусмотреть в налоговом законодательстве Российской Федерации особенности инвестиционной и иной предпринимательской деятельности в Арктической зоне по аналогии с мерами, принятыми на Дальнем Востоке, а также пересмотреть подходы к формированию межбюджетных отношений, которые бы учитывали в полной мере особенности Арктических регионов.

  3.6. Для создания равных конкурентных условий при проведении конкурсных процедур осуществить корректировку отдельных положений контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, направленную на поддержку субъектов предпринимательской деятельности, работающих в условиях Крайнего Севера, при осуществлении закупок в регионах, входящих в Арктическую зону.

  3.7. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации» в части упрощения требований к заявкам на получение статуса ТОР для моногородов, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации.

  4. О совершенствовании мер государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока    4.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации в части: - этнической самоидентификации (определения факта принадлежности к коренным малочисленным народам по национальному признаку; определения критериев отнесения мест традиционного проживания и ведения традиционного образа жизни; установления порядка подтверждения факта ведения гражданином традиционного образа жизни); - принятия мер по сохранению культурного наследия северных народов, в том числе на археологические и культурные памятники, изобразительное и исполнительское искусство, традиционные знания и технологии; - введения оценки воздействия на традиционный образ жизни и современное социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (этнологической экспертизы) и установление методики для расчета компенсаций коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом аккумуляции средств под контролем администрации муниципального образования и дальнейшего распределения с учетом мнения представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и муниципального образования; - установления особенностей предоставления коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа («дальневосточный гектар»);

  4.2. При подготовке проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» предусмотреть специальный раздел о правах коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации.

  4.3. При разработке новой редакции государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотреть включение в нее мероприятий по обеспечению устойчивого развития коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации.

  4.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующие федеральные законы, затрагивающие права коренных малочисленных народов: - Федерального закона от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в части использования возможностей и имущества общин для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в полном объеме. - Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части, касающейся конкретизации понимания традиционного рыболовства; предоставления рыбопромысловых участков для ведения традиционного рыболовства; установления квот на добычу водных биоресурсов в целях осуществления традиционного рыболовства; участия представителей коренных малочисленных народов и их объединений в принятии решений, касающихся рыболовства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, в осуществлении контроля за исполнением законодательства в данной сфере; права коренных малочисленных народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; - Федерального закона от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в части, касающейся улучшения регламентации процедуры создания данных территорий на всех уровнях с установлением исчерпывающих оснований отказа на реализацию этого права; правового режима территорий традиционного природопользования, возможности ведения на них традиционной и нетрадиционной хозяйственной деятельности при гармоничном сочетании интересов хозяйствующих субъектов; взаимоотношений в границах рассматриваемых территорий промышленников и коренных малочисленных народов, их общин.

  4.5. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О морском зверобойном промысле коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

  4.6. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» в части включения продукции морского зверобойного промысла в перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции.

  4.7. В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» предусмотреть: субсидирование из федерального бюджета мероприятий по поддержке и развитию морского зверобойного промысла и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе мероприятий по переработке продукции морского зверобойного промысла, а также увеличение финансирования из средств федерального бюджета на поддержку северного оленеводства.

  4.8. Провести анализ обеспечения прав коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

  4.9. Подготовить предложения по совершенствованию перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации.

  4.10. Подготовить предложения по обеспечению возможности ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, в пределах особо охраняемых природных территорий. 5. О мерах повышения эффективности и оптимизации «северного завоза»

  5.1. Рассмотреть вопросы совершенствования нормативной правовой базы на федеральном и региональном уровнях, включая формализацию порядка осуществления северного завоза и унификацию моделей его осуществления путем внесения изменений в Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части статьи 82.1 «Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» в части закрепления унифицированной схемы осуществления северного завоза, а также в иные нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение жизнедеятельности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

  5.2. Рассмотреть вопрос о внесение изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации в части совершенствования экономических механизмов северного завоза, в том числе в части освобождения от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке грузов в рамках северного завоза. 5.3. Рассмотреть вопрос создания «единого» оператора (или пула операторов) логистики северного завоза, созданного с привлечением механизмов государственно-частного партнерства.

  6. О мерах повышения транспортной доступности

  6.1. Рассмотреть вопрос увеличения объема субсидий на перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно, учитывая, что ежегодная потребность в бюджетных средствах по заявлениям перевозчиков за последние 3 года значительно превышает размер бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. № 1095, а также планируемое расширение категории лиц, обладающих правом на приобретение субсидируемых билетов.

  6.2. Рассмотреть вопрос выделения дополнительного финансирования аэропортов в Дальневосточном федеральном округе: Северо-Эвенск, Сеймчан, Нюрба, Сангар, Депутатский, Черский, Олекминск, Хандыга, Белая Гора, Верхневилюйск и Вилюйск, Певек, Залив Креста, Кепервеем, Беринговский, Омолон, Лаврентия, Бухта Провидения, Марково, Тигиль, Пахачи, Мильково, Усть-Камчатск, Соболево, Озерная, Усть-Хайрюзово при подготовке изменений в Федеральный закон от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

  6.3. Рассмотреть вопрос отнесения к категории лиц, обладающих правом на приобретение авиабилетов на воздушные перевозки в салоне экономического класса по субсидируемым тарифам с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, матерей, имеющих статус «мать-одиночка», а также многодетных родителей.

  6.4. Проработать совместно с авиакомпаниями вопрос о внедрении «плоского тарифа» на маршрутах Анадырь-Москва-Анадырь и Певек-Москва-Певек.

  6.5. Рассмотреть вопрос снижения стоимости пассажирских авиаперелетов внутри субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и между ними.

  6.6. Рассмотреть вопрос исключения штрафных санкций за сдачу авиабилетов по причине опоздания на рейс из-за погодных условий, при вылете из аэропортов регионов Севера и Дальнего Востока.

  6.7. Рассмотреть вопрос о включении ремонта взлетно-посадочной полосы № 2 международного аэропорта Владивостока (Кневичи) в мероприятия по реконструкции аэропортов на территории Дальневосточного федерального округа государственной программы «Развитие транспортной системы».

  6.8. Обеспечить своевременное и полное выполнение мероприятий, предусмотренных государственной программой «Развитие транспортной системы», в том числе усилить контроль за полным и эффективным освоением выделенных средств на ее реализацию.

  6.9. Рассмотреть вопрос о мерах поддержки отечественных производителей самолетов для малой авиации, в том числе в части создания новых современных воздушных судов, способных выполнять полеты на грунтовые аэропорты, в целях решения транспортных задач по перевозке пассажиров и грузов на местных и региональных воздушных линиях в Дальневосточном федеральном округе.

  6.10. Определить перечень аэропортов для использования воздушными судами малой авиации и оценить их техническое состояние.

  6.11. В целях выполнения сроков реализации мероприятий, а также графика строительства рассмотреть вопросы: - о дополнительном финансировании мероприятия «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». - о возможности предоставления из федерального бюджета субсидий на софинансирование бюджетных обязательств Сахалинской области по реализации мероприятия «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги регионального и местного значения (Южно-Сахалинск - Оха)» в 2019 - 2021 годах при формировании государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на следующий программный период.

  7. О мерах регулирования бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

  7.1. При определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, и инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления учитывать в составе нормативных расходов затраты на реализацию мероприятий, направленных на достижение показателей социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, уровень которых должен быть выше средних значений по Российской Федерации, а также мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

  7.2. Ускорить принятие изменений в «Правила определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», предусматривающих следующее: - учет коэффициента транспортной доступности и стоимости фиксированного набора товаров и услуг при определении расчетных объемов расходных обязательств в сфере «сельское хозяйство»; - выделение в отдельную группу полномочий, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на услуги организаций жилищно - коммунального хозяйства, с учетом применения при нормировании отношения стоимости жилищно-коммунальных услуг к среднероссийскому, отношения уровня возмещения населением затрат за предоставленные жилищно - коммунальные услуги к среднему по федеральному округу и коэффициента транспортной доступности; - выделение при нормировании расходов на оплату коммунальных услуг в расходах на содержание учреждений в сферах образования, культуры, социальной защиты, органов власти с учетом отношения стоимости жилищно-коммунальных услуг к среднероссийскому.

  7.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающие компенсацию субъектам Российской Федерации доходов бюджета, недополученных в результате реализации Федерального закона от 30.09.2013 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации».

  7.4. В целях увеличения финансовых средств на осуществление переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, внести изменения в Методику определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 г. № 171, в части учета коэффициента, учитывающего площадь территории субъекта Российской Федерации.

  7.5. В связи с принятием Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (в редакции от 28.12.2017) «О минимальном размере оплаты труда» и постановления Конституционного Суда от 7 декабря 2017 года №38-П предусмотреть в рамках межбюджетных отношений дополнительные доходные источники для бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в объеме, необходимом для выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы работникам государственных и муниципальных организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

  7.6. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство в части привлечения к финансированию мероприятия по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей внебюджетных средств путем формировании специализированного фонда за счет обязательных отчислений компаний - недропользователей, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере 1 % чистой прибыли таких компаний.

  7.7. Предусмотреть увеличение средств федерального бюджета на реализацию ФЦП «Жилище» в части предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в проекте федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в объеме не менее 15 млрд. рублей ежегодно.

  7.8. Предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов бюджетные ассигнования в пределах финансовой потребности для предоставления жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в целях обеспечения граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся поселков.

  7.9. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части зачисления налога на прибыль, уплачиваемого организациями, зарегистрированными и ведущими хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации, в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации.

  7.10. Рассмотреть возможность увеличения объемов предоставляемых из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку социально-экономического развития коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации.

  8. О мерах совершенствования нормативной правовой базы по территориям опережающего социально - экономического развития

  8.1. В целях сокращения процедуры расширения границ ТОР для потенциальных инвесторов - резидентов и упрощения механизма формирования границ ТОР рассмотреть вопрос о внесения изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473 - ФЗ «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации» в части включения пункта местоположения границ ТОР в соответствии с соглашением о создании ТОР между субъектом Российской Федерации и Минвостокразвития России.

  8.2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473 - ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусмотрев освобождение резидентов ТОР от налоговых платежей только в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, или предусмотреть механизм компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации доходов, недополученных в результате предоставления налоговых льгот резидентам территорий опережающего социально-экономического развития.

  8.3. Внести изменения в Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, устанавливающие упрощенный порядок перевода земель лесного фонда в иные категории земель в ТОР и свободном порте Владивосток.

  8.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части снижения минимальной пороговой величины инвестиций с 50 млн. рублей до 10 млн. рублей при реализации региональных инвестиционных проектов.

  8.5. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего возможность распространения правового режима территорий опережающего социально-экономического развития на акватории.

  8.6. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего установление обязанности компаний с государственным участием проводить закупки товаров, используемых ими в своей основной производственной деятельности, у резидентов территорий опережающего социально экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток как у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур.

  9. О мерах поддержки субъектов малого предпринимательства

  9.1. В целях поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации возложить на Фонд социального страхования Российской Федерации полномочия по компенсации затрат предпринимателей (работодателей), осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с обязательствами по обеспечению государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

  9.2. Для повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера, разработать проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части включения следующих положений: - в качестве участников к торгам на реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства в регионах, на строительство объектов в регионах со стоимостью контракта, не превышающую определенную сумму, устанавливаемую дифференцированно для различных субъектов Российской Федерации, допускаются строительные компании, зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; - к торгам на строительство объектов в субъектах Российской Федерации со стоимостью контракта, превышающую сумму, устанавливаемую дифференцированно по регионам, привлекаются строительные компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории любого субъекта Российской Федерации. Победитель аукциона обязан зарегистрироваться на территории муниципального образования реализации проекта и до подписания контракта иметь на территории соответствующего субъекта Российской Федерации работающий офис.

  9.3. Предусмотреть в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства») предоставление из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации на осуществление мероприятий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

  9.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части назначения федеральных субвенций на покрытие компенсации затрат, связанных с уплатой проезда работников к месту отдыха в другие регионы и предоставлением дополнительного северного отпуска, субъектам малого и среднего предпринимательства, действующим в районах Крайнего Севера;

  9.5. В связи с принятием Постановления Конституционного Суда от 7 декабря 2017 года № 38-П разработать комплекс законодательных мер по снижению повышенной финансовой и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты в сфере малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

  10. О мерах совершенствования механизмов оплаты труда и трудоустройства

  10.1. Законодательно определить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов) не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат начислению на заработную плату с учетом стимулирующих и иных компенсационных выплат.

  10.2. Рассмотреть вопрос о восстановлении в законодательстве правовых норм, касающихся начисления районного коэффициента и процентной надбавки на стипендию лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также касающуюся выплаты пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной нетрудоспособности.

  10.3. Предусмотреть меры государственной поддержки по обеспечению жильем работников и членов их семей, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, включив систему стимулов, предусматривающих возмещение работнику расходов по найму жилого помещения в пределах норм, определенных Правительством Российской Федерации (ранее данная гарантия предусматривалась статьей 18 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»), созданию льготных систем ипотечного кредитования для молодых семей.

  10.4. В целях комплексного подхода совершенствования законодательства о государственной поддержке социально-экономического развития российского Севера и Дальнего Востока рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в трудовое законодательство Российской Федерации: - статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» дополнить нормой, действовавшей до 1 января 2005 года, о выплате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет; - в статье 34 Закона РФ, регулирующей вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно, установить порядок и условия компенсации расходов по аналогии с работающими гражданами в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации. Дополнить круг лиц - получателей страховых пенсий по старости и инвалидности, на которых распространяется данное право, пенсионерами, являющимися приемными родителями.

  10.5. Утвердить и обеспечить необходимым финансированием комплекс мер по обеспечению поддержки строительства жилья (в том числе арендного) для привлечения трудовых ресурсов в территориально-отраслевые центры развития регионов Дальнего Востока и Арктической зоны.

  11. О мерах совершенствования организации медицинской помощи

  11.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части включения в перечень товаров и услуг для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований жизненно необходимых лекарственных препаратов, а также услуг, связанных с их поставкой.

  11.2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части организации оказания круглосуточной первичной медицинской помощи в стационарных условиях в труднодоступных и отдалённых малонаселённых пунктах, охвата всех сельских участковых больниц телемедицинской сетью.

  11.3. В целях доступности оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Крайнего Севера, внести изменения в Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования», изменив ограничение на значение индекса бюджетных расходов, увеличив его размер до 4,5.

  11.4. Разработать нормативы обеспеченности населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, объектами здравоохранения.

  11.5. Рассмотреть вопрос о разработке и принятии подпрограмм «Арктический доктор» и «Арктический фельдшер» госпрограммы Российской Федерации «О социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации», содержащей условия, направленные на привлечение к работе в Арктической зоне квалифицированных специалистов. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления

  1. Принимать меры по обеспечению повышения качества жизни населения российского Севера, Арктики и Дальнего Востока, а также сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 2. Провести мониторинг реализации региональных программ социально-экономического развития и региональной законодательной базы, обеспечивающей права коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, с целью обобщения и распространения лучших практик. 

  3. Активно внедрять на региональном уровне весь комплекс действующих мер прямого и косвенного экономического стимулирования социально-экономического развития российского Севера, Арктики и Дальнего Востока, инструментов и механизмов повышения инвестиционной привлекательности регионов и отдельных территорий.

  4. Совместно с Минвостокразвития России и институтами поддержки развития регионов разработать систему адресной инвестиционной поддержки обустройства пунктов пропуска с целью мотивирования собственников объектов транспортной инфраструктуры, инфраструктуры пунктов пропуска и иных частных инвесторов к реализации проектов по модернизации пунктов пропуска за счет собственных и привлеченных средств.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!