Новости

Расширенное заседание Комитета по промышленной и сельхозполитике по теме твёрдых коммунальных отходов и улучшения экологической обстановки в регионе

14 декабря Комитет по промышленной и сельскохозяйственной политике Думы Чукотского автономного округа провёл расширенное заседание на тему «Твёрдые коммунальные отходы на территории Чукотского автономного округа: состояние, проблемы и пути решения управления отходами в целях улучшений экологической обстановке».

  Открывая заседание, председатель Комитета Пётр Климов отметил, что председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко придерживается той точки зрения, что данную проблему необходимо держать в поле зрения общественного контроля, Общественной палаты России, так как в стране сложилась весьма тревожная ситуация в сфере экологии, а именно – с отходами жизнедеятельности человека. Это одна из наиболее актуальных и серьёзных проблем современности во всём мире. Забота о ситуации в экологии на территории Чукотки не должна ограничиваться рамками только одного 2017 Года экологии. Каковы же результаты у нас в округе с проблемой утилизации ТКО? Как будет осуществляться экологическая безопасность в округе в 2018 году и в дальнейшем? В округе расположены 44 объекта по размещению коммунальных отходов и 50 объектов размещения отходов. Эксплуатация свалок в округе осуществляется с нарушениями природоохранного законодательства. Так, в мае 2015 года в Чаунском районе было вынесено судебное решение о признании незаконным деятельности Администрации района по неприятию мер по организации утилизации и переработке ТКО и мусора в городском округе Певек. Исковые требования прокурора были удовлетворены в полном объёме в сентябре того же года. В ноябре 2016 года Анадырский городской суд удовлетворил исковые требования прокурора о признании бездействия и обязал Департамент промышленной политики разработать нормативно-правовые акты в области обращения с отходами. В 2018 году работа с отходами будет возложена на регионального оператора.

  Первый заместитель начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственное политики Андрей Мингазов остановился на том, что объекты твёрдых коммунальных отходов в основном распложены в сельской местности. Надо признать, что существуют нарушения требований экологического законодательства по местам размещения объектов (на землях лесного фонда, населённых пунктов, землях сельхозназначения, в водоохранных зонах). Существуют ещё и отходы производственной деятельности – золотодобывающих предприятий. Но у нас речь идёт о бытовых отходах. 16 организаций осуществляют деятельность в области обращения ТКО. Основная наша проблема заключается в отсутствии полигонов для утилизации отходов. На 2017 год субъектам Федерации дали время разработать необходимые нормативы, региональные программы, территориальные схемы обращения с отходами, подготовить необходимую конкурсную документацию по отбору региональных операторов и до 1 мая 2018 года заключить соглашения с ними. Следует отметить, что Чукотка по срокам исполнения нормативной части выглядит лучше других субъектов Федерации. Правительство округа утвердило региональную программу. Приняты необходимые нормативно-правовые акты в соответствии с утверждённой «дорожной картой», утверждена территориальная схема с обращениями ТКО и т.д. Сейчас идёт процесс отбора региональных операторов. Два оператора мы уже отобрали – в гор. Анадыре и в ГО Эгвекинот. Работа в этом направлении продолжается. У нас действует программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», по которой мы предоставляем финансовую поддержку муниципалитетам на проведение проектно-изыскательских работ по обустройству полигонов для ТКО. Анадырский район получил на эти цели 5 млн. руб., ГО Певек – 10 млн. руб. и Провиденский ГО – 5 млн. руб. В настоящее время они ведут работы по разработке проектов полигонов. Есть надежда, что в 2018 году они приступят к их строительству. Нам необходимо определить, как мы будет проводить сбор, транспортировку и утилизацию коммунальных отходов в удалённых сёлах. Пока единого подхода к решению этой проблемы нет. Всё равно нужно будет делать места захоронения, обустраивать их в соответствии с требованиями экологического законодательства. Есть позитивный опыт в ГО Анадырь по проектированию полигонов. На него и нужно опираться. Надо понимать, что с 1 мая 2018 года новые полигоны в округе не появятся. Мы выходили с этой проблемой на Минстрой и в Минприроды. Ставили её перед зам. Министра Минприрорды Амирхановым, побывавшим летом на Чукотке. Мы надеемся, что нас услышали, и будет принято решение на продолжение использования пока старых мест для захоронения отходов. Иных вариантов пока у нас нет. В любом случае, отходы надо где-то утилизировать. Хотя это и не снимает с нас ответственности за работу по реализации законодательства, тем более что и прокуратура и надзорные органы спрашивают за нарушение закона. Говоря об обороте бытового мусора, отмечу, что есть программа по вывозу металлолома, так как это сегодня экономически выгодно и приносит прибыль. Портовые зоны у нас уже начали очищаться. Сбор макулатуры и прочих бытовых отходов такой финансовой выгоды не принесёт. Поэтому это не будет востребовано. Но в этом отношении нужно работать с подрастающим поколением, организовывать экологические отряды по сбору мусора, экологически воспитывать и просвещать детей за бережное отношение к родной природе. Что касается сёл, нужно прорабатывать разные варианты утилизации отходов. Возможно, собирать их с последующим вывозом в те райцентры, где будут оборудованы мусоросжигательные полигоны.

  Зам. руководителя Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО Сергей Лопатин сказал, что ежегодно на территории образуется порядка 12 млн. тонн отходов, но 98% приходится на долю горнодобывающих предприятий, тогда как на долю ТКО приходится всего 1% - до 10 тыс. тонн. Что касается 44 объектов, то ранее это были муниципальные свалки, и на сегодняшний день они являются незаконными, несанкционированными, подлежащими ликвидации. Свалки эти не имеют государственной экологической экспертизы, не оборудованы необходимыми инженерными сооружениями, они засоряют тундру, часто загораются. В сёлах мусор вообще утилизируется на волокушах. В 2017 году Управление провело 51 плановую и внеплановую проверки и рейдовые мероприятия, в результате которых было выявлено 16 нарушений, выдано 16 предписаний, из которых исполнено 11, привлечено к административной ответственности 8 юридических лиц, 12 должностных лиц за несоблюдение экологических санитарно-эпидемиологических требований. Общая сумма штрафов составила 2 млн. 312 тыс. руб., взыскано 1 млн. 960 тыс. руб. Лицензии на сбор и транспортировку отходов имеют предприятия ЖКХ и специализированные предприятия, такие, например, как «Чистый мир».

  И.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Чукотсому АО Василий Кирин подчеркнул, что с 2015 года нами было выдано 25 санитарно-эпидемиологических заключений по сбору и транспортировке отходов 4-го класса опасности (1 и 2 классы – это отходы промышленных предприятий). В округе 44 бытовые свалки (не полигоны!) по законодательству не выполняют свою функцию. Оформление всего пакета документов на соответствие санэпиднормам занимает полгода. А без выданного санэпидзаключения Роспотребнадзор не будет рассматривать вопрос о выдаче лицензии на деятельность полигона. Пока только город Анадырь получил пакет документов для оформления лицензии и для внесения в Реестр полигона, чтобы с 1 мая 2018 года начать работу с региональным оператором по сбору и утилизации отходов. Надо понимать, что мы уже и так перенесли сроки по реализации закона на полтора года. Куда ещё дальше переносить? Срок установлен – до 1 мая 2018 года. А свалка свалкой и останется. И если она действует вне закона, и на неё нет лицензии, значит, она должна быть закрыта. Всё остальное будет нарушением закона.

  Глава городского округа Анадырь Илья Давиденко сказал, что городской полигон, который скоро войдёт в эксплуатацию, является пилотным проектом. Он обошёлся в сумму порядка 50 млн. руб., с учётом техники – закуплены бульдозеры и проч. Город в среднем в течение года перерабатывает порядка 44,7 тыс. куб. м. отходов¸ или 17,5 тыс. тонн. Пока они находятся на старой свалке на горе Михаила. Но город начал работы по учреждению нового полигона в 2015 году, с внесением изменений в 89-й ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон, кстати, определяет общую норму для всех, - и для города, и для села. Мы вошли в муниципальное частное партнёрство, начали активно работать с бизнесом, сформировали техзадание, разработали спецкарты полигона, определили временное размещение отходов металла с последующей его передачей во Вторсырьё. Расчётный срок эксплуатации полигона составит 25 лет. Он будет подразделяться на две зоны – хозяйственную и зону карты полигона. Мы предусмотрели противофильтрационный экран полигона в виде подстилающего покрытия для ограничения проникновения верхних вод под землю. Плохая вода вообще будет уходить в отдельную ёмкость с последующей её переработкой и поступлением для обработки полигона. Полигон ограждён металлическим забором и евросетью высотой 4 м. Отходы будут сжигаться в специальной печи. Зола и шлак будут направляться на рабочие карты полигона. Машины при выезде из полигона будут подвергаться дезинфекации. Сортировка мусора будет осуществляться на специальной площадке. Мы учли все мероприятия техники безопасности. Санэпидемслужба будет проводить все необходимые анализы. Проведены государственная экологическая экспертиза, государственная строительная экспертиза, получены все лицензии. Ввод в эксплуатацию полигона запланирован на 1 февраля 2018 года. Специальная, сертифицированная печь у нас позволяют работать со всеми отходами, кроме металла, бетона и строительного мусора. С этим нужно работать отдельно. Мы будем закупать ещё и вторую печь, для резерва. 10 млн. руб. в бюджете города на 2018 год мы заложили на предварительную рекультивацию старой свалки. Городская компания, которая будет заниматься отходами, намерена отбирать бумажный мусор и производить из него туалетную бумагу.

  Старший помощник прокурора Чукотского АО Максим Билык отметил, что Прокуратурой округа уделяется большое внимание исполнению законодательства в экологической сфере. Прокуратура оперативно реагирует на факты его нарушения, тесно взаимодействует с органами государственной власти.

  Зам. председателя Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского АО, начальник отдела регулирования тарифов и контроля ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве Наталия Антоненко остановилась на вопросе тарифов для населения по оказанию услуг по обращению с коммунальными отходами. Сейчас население платит за вывоз мусора из расчёта за 1 кв. м. Гражданин, проживающий в двухкомнатной квартире, оплачивает за вывоз мусора 243 руб. Если же установить тариф для ОТК в размере 916 руб. за 1 куб. м., в этом случае семья из трёх человек, проживающая в двухкомнатной квартире, будет оплачивать 275 руб. Соответственно, семья из 4-х человек будет платить 366 руб. То есть, в зависимости от метража квартиры и количества проживающих в ней. Если раньше оплата производилась с квартиры, то теперь оплата будет взиматься с каждого проживающего в ней. Если квартира небольшая, но проживает в ней несколько человек, то для семейного бюджета это будет уже ощутимо. Вопрос заключается в том, какой тариф будет установлен для населения, и сколько люди смогут за это платить? Подходить дифференцированно к социальной обеспеченности человека. И если мы говорим сейчас об Анадыре, то нужно учесть, что в населённых пунктах, особенно в отдалённых, где расходы на утилизацию мусора высокие, эти тарифы будут ещё выше, а у населения там и доходы ниже.

  Председатель Думы Чукотского АО Александр Маслов сказал, что рано или поздно будет создана компания, которая займётся решением этой проблемы и будет работать с различными отходами – и с бумагой, и с использованными энерогоэлементами. Закон принят и его нужно исполнять. Да, это трудно и затратно, но нужно двигаться шаг за шагом. В Анадыре устройство такого полигона обошлось в 50 млн. руб. А у нас 44 населённых пункта. В итоге сумма для округа неподъёмная. Но двигаться в этом направлении нужно начинать. Пока от сельских свалок мы никуда не уйдём, но их нужно тоже уметь содержать, огородить сетками.

  Главный федеральный инспектор по Чукотскому АО Вячеслав Пинчук отметил, что нужно понимать, какое финансирование требует содержание каждой из 44 свалок. Должна быть проработанная программа по реализации закона. Начинать с малого, но двигаться в заданном направлении. Денег всегда на всё не хватает. Но взять нужно пока одно село потом другое, потом третье, и так постепенно идти дальше. С 1 января вступят в силу штрафные санкции, которые будут нарастать, и штрафовать начнут глав администраций, должностных лиц привлекать к ответственности. Чтобы минимизировать эти потери, необходимо распланировать работу по ликвидации свалок. Выбивать финансирование из федерального центра на эти работы при необходимости. Но начинать эту работать нужно. Ведь за неё всё равно с нас спросят.

  По итогам расширенного заседания Комитета были приняты соответствующие рекомендации..

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!