Новости

Расширенное заседание Комитета по промышленной и сельхозполитике по теме благоустройства и жилищного строительства в Чукотском АО

30 ноября 2017 года Комитет по промышленной и сельскохозяйственной политике Думы Чукотского автономного округа провёл расширенное заседание по теме «Благоустройство территории Чукотского автономного округа для повышения комфортности условий проживания граждан на территории Чукотского автономного округа, строительство нового жилья на территории Чукотского автономного округа».

  Открывая заседание Комитета, его председатель Пётр Климов подчеркнул, что, согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в 2017 году в регионы страны направлено 20 млрд. руб. по программе «Благоустройство». До 2022 года в стране не должно оставаться неблагоустроенных дворов и общественных зон.

  Идею формирования комфортной городской среды подхватила партия «Единая Россия». Начавшись с партийного проекта, инициатива вылилась в масштабную государственную программу. В Чукотском АО проект реализовывался по программе «Формирование комфортной городской среды в Чукотском автономном округе», на что было потрачено 12 млн. 423,5 тыс. руб., в том числе субсидии из федерального бюджета. Главной же нашей задачей является вовлечение как можно большего числа жителей округа в решение поставленных задач, чтобы сами жители определяли и вовлекались в реализацию проекта, сами были его участниками, принимали широкое участие в его обсуждении.

  В 2018 году нам необходимо оперативно завершить разработку создания универсальных механизмов вовлечённости и заинтересованности граждан и организаций в организацию мероприятий по благоустройству территориальных муниципальных образований, исходя из законодательства о градостроительной деятельности. Строительство нового жилья, которое в нашем округе имеет ряд существенных особенностей, также нужно держать на постоянном контроле. А с этим у нас немало проблем. Стоимость строительства жилья в округе значительно выше как в целом по России, так и по ДФО и Забайкалью. Положение усугубляется ещё и отсутствием развитого рынка жилья, недоступность для массового использования ипотеки и жилищного кредитования, что обусловлено высокими ставками по кредиту, и т.д.

  И.о. руководителя Исполнительного Комитета Чукотского регионального отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» Ольга Войчишина в своём выступлении отметила, что данный проект затрагивает интересы 45 млн. жителей страны и каждого из нас. Во дворах наши дети знакомятся со средой обитания, социализируются, воспитываются гражданами. Дворовое пространство – это 35% любого города, а на Чукотке даже больше. Дворы – это наша среда обитания. Поэтому они должны являться местами комфортного проживания человека. Они способствуют к участию граждан в процессе формирования этой среды. Общество должно как можно активнее включаться в обсуждение и контроль за координацией тех организаций, которые осуществляют этот проект. К сожалению, согласно нормативами Минстроя Чукотке были выделены средства пропорционально её населению, несмотря на то, что у нас самое дорогое производство ремонтных работ. Координатором проекта в округе является Пётр Климов. В текущем году средства были направлены в Певек. Предполагалось обустройство дворовой территории по ул. Советская, дом 10. Тем более что здесь же находится стела Памяти, где проводятся массовые городские мероприятия. Из федерального центра нам поступили 10,6 млн. руб., из окружного бюджета – 1,22 млн. руб., из местного бюджета – 11,3 тыс. руб. Общая сумма составила 12,4 млн. руб. Надо казать, что к обсуждению проекта была привлечена широкая общественность, чтобы люди сами решали, что они хотят видеть в своём дворе. Более того, гражданам была дана возможность принять в работах и трудовое, и финансовое участие. И люди выходили на субботники. Подрядчиком была определена организация «Планум Кипр Лимитед». Мы проводим анкетирование жителей – по оценке проводимых работ и пожеланиям. В целом же в 2017 году у партии «Единая Россия» 25 проектов – 11 из них были выбраны региональным отделением, которые затрагивают проблемы наших граждан.

  Зам. начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Департамента Сергей Спицын сказал, что были заключены два соглашения с Минстроем РФ по софинансированию мероприятий по благоустройству мест массового отдыха и обустройству дворовых и общественных территорий, в соответствии с чем были внесены изменения в государственную программу. Работы уже завершены. Минстрой РФ рассмотрел возможность по софинансированию мероприятий по благоустройству на 2018 -2022 годы. В связи с чем принята государственная программа. На обустройство мест массового отдыха граждан софинансированием Минстроем определено выделение 466 тыс. руб. Поэтому основные средства будут выделены из окружного бюджета. На ремонт внутридомовых территорий будут выделены 9 млн. 932 тыс. руб. Округ также будет софинансировать эти мероприятия. До конца года нам нужно выработать единый архитектурный подход и единую позицию по благоустройству территорий. В рамках каждого муниципалитета необходимо утвердить отдельные пятилетние муниципальные программы, предусматривающие все мероприятия по благоустройству. Впервые к реализации данной программы было привлечено такое количество граждан и организаций, в том числе и общественных, и этот опыт надо развивать и дальше. Будем работать с Минстроем по пересмотру критериев для районов Крайнего Севера, чтобы уйти от методики расчётов, исходя из численности населения и выделения под это федеральных средств софинансирования. Помимо других причин, на Чукотке самая высокая по России сметная стоимость строительства. Говоря об улучшении жилищных условий граждан, мы предлагаем предусмотреть возможность выделения финансирования на мероприятия по ремонту пустующих домов, что позволит снизить нагрузку на бюджет, ибо ремонт в отличие от строительства обойдётся гораздо дешевле. Выкуп квартир у лиц, не являющихся застройщиками, на вторичном рынке жилья, будет производиться по нормативам Минстроя РФ – 34 тыс. руб. за 1 кв. м., что тоже снизит значительно нагрузку на бюджет.

  Председатель Комитета по бюджету Думы округа Михаил Андреев на примере проведённого благоустройства двора по улице Энергетиков, дом 18 в Анадыре, где несознательные граждане уже после ремонта нанесли ущерб ремонту, отметил необходимость установления камер видеонаблюдения в населённых пунктах, чтобы можно было впоследствии устанавливать тех лиц, кто сознательно наносит ущерб нашей среде обитания, внести их в комплекс «Безопасный город», и предусмотреть под это финансирование на том же федеральном уровне. Что касается строительства, то необходимо принять Постановление Правительства округа и определить инвестиционное подкрепление объекта. Раньше был документ, регламентирующий перечень строительства объектов. Сейчас такого документа нет. Вопросы решаются спонтанно, исходя из имеющихся средств на краткосрочный период. Если говорить о переселении граждан из сёл в райцентры, то зачем снимать людей с насиженных мест и перевозить их туда, где они не найдут работы, будут получать пособия по безработице, не смогут адаптироваться в новых для них условиях? Нужно в сёлах строить, где люди живут испокон века, где их естественная среда обитания. Сёла нужно возрождать. А мы процесс переселения уже прошли. Ничего хорошего из этого не вышло.

  Депутат Думы округа Владимир Гальцов предложил продумать систему, чтобы одно юридическое лицо вело проект от начала изыскательских работ до сдачи объекта, а не несколько подрядных организаций, что требует проведения нескольких конкурсов и приводит к увеличение финансирования и распыления средств.

  Председатель Комитета по делам коренных малочисленны народов Чукотки и социальной политике Думы округа Валентина Кеулькут отметила необходимость возобновления Межведомственной комиссии по строительству объектов, так как те же Департаменты порой не знают перспектив введения в строй новых объектов. И это предложение Комитету по промышленной и сельхозполитике Думы необходимо записать в Рекомендации по итогам нынешнего заседания: в Постановлении Правительства округа определить перечень строительства объектов в Чукотском АО на предстоящую перспективу. Ибо сегодня Комитет по делам коренных малочисленных нардов Чукотки и социальной политике Думы вынужден самостоятельно собирать предложения от глав муниципальных образований информацию о строительстве объектов на их территориях.

  Первый заместитель Главы городского округа Анадырь Руслан Иванцов сказал, что Анадырь не имеет поддержки федерального финансирования, опираясь на финансовую помощь окружного бюджета и участвуя в своём долевом софинансировании. В текущем году были проведены работы по 3-му городскому кварталу (Ленина, 27 – Ленина, 47), с благоустройством и переукладкой коммуникаций. На этапе создания проектно-сметной документации необходимо заблаговременно просчитывать финансирование и определять сроки от трёх до пяти месяцев. Сейчас город предусматривает проведение ремонтных работ по благоустройству дворов по улице Рультытегина, 13-15, до Отке, 28, и дворы по улицам Строителей -Энергетиков (нечётная сторона). На благоустройство одного двора у нас ушло 116 млн. руб. Но особой активности со стороны населения мы не увидели. Тем не менее, мы намерены взаимодействовать с ОНФ и дальше. В перспективе мы намерены уйти от большого количества бетона, охватить большую зону детскими площадками, зонами отдыха для мам с детьми, тротуарными элементами с использованием плитки, с периметрами освещения и озеленения кварталов. Главное – своевременное выделение денежных средств на ПСД. Пятилетняя инвестиционная программа должна быть подкреплена гарантированными финансовыми средствами. И, безусловно, необходимо как можно активнее привлекать к совместной работе граждан, чтобы они не были простыми потребителями, а настоящими хозяевами на своей территории, поимая, что от них в большей степени зависит благоприятная комфортная среда проживания. Говоря об алгоритме работ, отмечу, что в один контракт мы попытались вместить и замену инженерных сетей, дабы потом не пришлось вскрывать бетон для замены канализационной системы или кабельных линий. Поэтому необходимо всё сразу учитывать заранее – сети, водоснабжение, водоотведение, электросети, перенос ТП. Сегодня в городе стоят 904 опоры освещения окружного центра. При проведении работ по благоустройству мы учитываем периметр освещения в полном объёме. Что касается остающихся тёмных участков, мы их точечно отработаем при публичном обсуждении с горожанами каждого участка. Сейчас мы завершаем работы по освещению 3-го городского квартала. Надо понимать, что предыдущая застройка города не учитывала нынешние критерии благоустройства городской среды, поэтому приходится сегодня вносить коррективы, исходя из современных требований. Самая злободневная проблема для нас сегодня – это большое количество транспорта. Город уже переполнен автомобилями. В текущую навигацию в Анадырь привезли ещё 62 новых автомобиля. Еженедельно нам приходится менять от одной до четырёх уличных опор освещения, которые повреждают или сносят автомобили. В Анадыре построен 100-квартирный жилой дом для погранслужбы. Стоимость 1 кв. м. четыре года назад при его строительстве составляла 189 тыс. руб. Сегодня мы ведём переговоры с подрядчиком о строительстве двух домов городе в течение 2018 года с последующим правом выкупа, - от разработки проекта и до сдачи под ключ, - цена пятиэтажного 4-квартирного дома составит порядка 250 млн. руб. При бюджете города в 1 млрд. 200 млн. руб. Два дома – это половина городского бюджета. В очереди на улучшение жилищных условий у нас находятся 283 семьи. Уже два года город взаимодействует с горожанами по вопросу индивидуального жилищного строительства в верхней части Анадыря (улицы Отке – Строителей). Нарезано 58 земельных участков под эту программу. Но за два года физически только один участник, получивший землю, начал реализацию свои планов. Это говорит о необходимости включения в программу банковского сектора по ипотеке. Был бы нормальный ипотечный процент, программа заработала бы. А это частично сняло бы проблему строительства жилья в округе.

  И.о. начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Андрей Мингазов подробно остановился на вопросе строительства жилья в округе, реализуемого в рамках государственной программы «Развитие малоэтажного жилищного строительства и обеспечения комфортной городской среды проживания населения в Чукотском автономном округе в 2017-2022 гг.» В 2017 году в округе введён в эксплуатацию 21-квартирный жилой дом в Марково, общей площадью 969 кв. м., четыре двухквартирных жилых дома в Канчалане (591 кв. м.). До конца года будет введён 6-квартирный жилой дом Усть-Белой, 16-квартирный жилой дом в Лорино и 12-кватирный дом в Амгуэме. Сегодня политика такова, что на муниципальном уровне жилые помещения выкупаются у застройщика для нужд переселения граждан из аварийного фонда и для очередников. Основная проблема у нас – высокая стоимость жилищного строительства на Чукотке, что приводит к недостаткам средств для реализации потребностей в жилье. Нуждающимся в жилье мы предлагаем переезд из сёл в райцентры или в те населённые пункты, где имеется свободное жильё. Сегодня также предусмотрено и стимулирование жителей на индивидуальное строительство жилья с субсидированием граждан, в том числе и для решения вопроса по многодетным семьям. В 2018 году планируется начать строительство 27-квартирного дома в Лаврентия. Есть планы у застройщика по строительству двух жилых домов в Угольных Копях. Закончим застройку в Канчалане. Если позволят возможности окружного бюджета, мы увеличим выделение средств для субсидий муниципалитетам на жилищное строительство. Сегодня в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий в целом по округу насчитывается порядка 3000 человек. Потребность – 3113 квартир, или 162 тыс. кв. м. в разрезе каждого населённого пункта. Всё это входит в программу строительства малоэтажного жилищного строительства. Строительных организаций в округе достаточно для выполнения этой задачи. Если мы будем вкладывать в реализацию программы по 500 млн. руб. ежегодно, мы построим эти 3113 квартир к 2025 году. Наиболее острой проблема с жильём касается практически всех сёл Чукотского района (471 семья в целом по району нуждается в улучшении жилищных условий) и сёла Билибинского района. Но планирование строительства жилья ограничивается рамками пока только одного года, поэтому трудно сегодня давать прогнозы по строительству на 2019 год. Что касается выкупа жилья для населения в 2018 году, мы планируем заложить на эти цели (выкуп 33 квартир в ГО Певек, Провидения и Эгвекиноте) 58 млн. руб. Говоря о переселении жителей из сёл в райцентры, нужно, конечно же, исходить прежде всего от желания самого человека на переезд, а не заставлять его насильно. Переселение из сёл отнюдь не отменяет строительство жилья на селе.

  Председатель Думы округа Александр Маслов отметил чрезвычайно острую проблемную ситуацию с отсутствием строительства нового жилья именно в сёлах Билибинского района, где ничего не строится с 2006 года. Такая же ситуация касается и Провиденского городского округа. Вот и возникает вопрос – почему эти районы не входят в программу строительства жилья? Нужна долгосрочная, детально разработанная программа жилищного строительство в округе по всем районам и населённым пунктам. Существуют брошенные жилые дома в райцентрах. Возможно капитально их отремонтировать, снова запустить в эксплуатацию и переселить туда граждан из сёл, выкупать квартиры в них для населения. Необходимо всё привести в стройную и чётко продуманную систему застройки, расписать в плане буквально по годам где, когда и что будет построено, чтобы люди сами знали, что и где у них будет построено, а мы на заседаниях или на сессиях Думы могли бы заслушивать отчёты по исполнению этого плана, анализировать ошибки и просчёты. В первую очередь в населённых пунктах необходимо строить школы, детские сады, больницы, жильё, а потом уже клубы и т.д., потому что человек в первую очередь должен жить в нормальных, современных условиях, учить детей, иметь возможность лечиться, а потому же думать о досуге.

  Главный федеральный инспектор Чукотского АО Вячеслав Пинчук подчеркнул необходимость разработки программы по жилищному строительству на пятилетку. Строительство в округе должно проводиться систематично.

  Депутат Государственной Думы РФ Валентина Рудченко в заключение сказала, что должна быть чётко разработанная программа жилищного строительства в округе, но она же должна быть финансово обеспечена, чтобы можно было отвечать за её реализацию. Пока мы можем лишь определить наши приоритеты и потребности. И только потом по наличию финансовых средств определять приоритеты строительства по каждому году. Проблема заключается в том, что министерства по своим методикам исходят прежде всего от численности населения региона, но не от специфики территорий, а это неверно. Тот же Минстрой не учитывает стоимость строительства жилья в районах Крайнего Севера, уравнивая её с центральными районами страны.

  Президент РФ В.В. Путин определил необходимость льготного ипотечного кредитования в 6% строительства жилья для многодетных семей с доплатой из бюджета, и это уже даёт надежду на решение проблемы для этой категории граждан. Другой вопрос: обеспечение 1500 граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера в ЦРС, жилищными сертификатами, чтобы их освобождаемое жильё можно было бы перераспределить нуждающимся северянам. Пока программа эта исполняется крайне медленно в виду незначительного её финансирования из федерального бюджета, в результате чего мы можем пока переселять каждый год порядка 25 человек. И хотя нам удалось увеличить на 1,5 млрд. руб. финансирование из федерального бюджета на эти цели в целом по России, конечно же, проблемы это не решит.

  Удалось также продлить сроки действия Закона о фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по выделению средств на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Необходимо отметить, что налоговые отчисления, полученные Сахалинской областью в результате ввода в эксплуатацию месторождения «Сахалин-2», и направленные в ДФО, через программы Минвостокразвития будут направлены на строительство ряда объектов в том числе и на Чукотке. Округу необходимо подготовить обращение в Минстрой РФ с предложением пересмотреть методики исчисления финансирования строительства 1 кв.м. жилья для районов Крайнего Севера, с учётом специфики отдалённых территорий.

  Должна сказать, что большую помощь оказывает полномочный представитель Президента РФ в ДФО Ю.П. Трутнев, благодаря которому удалось решить вопрос, в частности, по выравниванию тарифов на электроэнергию для регионов Дальнего Востока. Есть надежда, что и по поднятым сегодня вопросам он также сможет оказать содействие в их решении.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!