Новости

Круглый стол по теме "Механизмы оптимизации тарифов на услуги связи на территории Чукотского АО"

22 марта 2017 года Комитет по бюджету и Комитет по промышленной и сельскохозяйственной политике Думы Чукотского автономного округа провели совместное заседание Круглого стола по теме «Механизмы оптимизации тарифов на услуги связи на территории Чукотского автономного округа».

  Открывая заседание Круглого стола, председатель Комитета по бюджету Михаил Андреев сказал, что при оказании любой услуги всегда фигурируют два аргумента, - качество и цена. Что касается сферы связи, то здесь качество прежде всего связано с техническими моментами, которые влияют на цену. Потребитель в первую очередь заинтересован в качественных услугах связи, и в то же время в приемлемых ценах на неё. Но каковы источники финансирования, за счёт которых возможно снижение тарифов на услуги связи?

  В одной из своих недавних поездок по Чукотке депутат Государственной Думы РФ от нашего округа В.В. Рудченко озвучила информацию, что на федеральном уровне удалось решить вопрос снижения тарифов на электроэнергию для Дальневосточных регионов, в том числе и Чукотки, до среднероссийского уровня, и предложила обсудить вопрос возможности применения механизма оптимизации тарифов в электроэнергетике на услуги связи в нашем регионе по снижению тарифов до среднероссийского уровня.

  В ходе заседания необходимо обсудить два вопроса:

  - возможно ли внесение изменений в Федеральный закон №126 «О связи» с целью использования средств резервов универсального обслуживания для выравнивания тарифов на услуги связи в Чукотском АО до среднероссийского уровня;

  - возможно ли внесение изменений в Федеральный закон «О связи» по аналогии с Федеральным законом №508, в части установления Правительством РФ надбавки к цене субъекта электроэнергетики в отдельных регионах Дальнего Востока.

  Цена и качество услуг связи, предоставляемых в Чукотском АО, несопоставимы с уровнем в центральных районах страны, где и скорость передачи выше (от 100 мегабит и выше), и цена соответствует оказываемой услуге (от 300 до 1000 рублей, независимо от потребляемого трафика). Конечно, в центральных районах страны такие услуги оказываются преимущественно по наземным системам связи и с минимальным использованием спутниковых ресурсов. У нас же здесь – ситуация иная, хотя вся мы нуждаемся в высококачественных услугах связи по соответствующим ценам.

  Но если услуга хуже, то и цена на неё должна быть ниже. Руководство округа в октябре 2015 года встречалось с руководителем ОАО «Ростелеком» по вопросу строительства оптико-волоконной линии связи Петропавловск-Камчатский – Анадырь, стоимостью свыше 2 млрд. руб. и со сроком реализации 3 года. Однако с учётом складывающейся экономической обстановки вряд ли этот вопрос стоит сегодня рассматривать.

  В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» к универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа: услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков и аналогичных устройств; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.

  В условиях распространения персональных мобильных устройств потребность в использовании такого способа доступа к сети Интернет, да и к услугам голосовой связи крайне низок. Кто из нас пользуется карточкой для таксофона в Анадыре, или сидит в кабинке на почте для доступа в Интернет?

  Сегодня предлагаю рассмотреть два выше поставленных вопроса или предложить иные схемы повышения качества услуг связи и снижения тарифов до среднероссийского уровня.  

  Председатель Комитета по промышленной и сельскохозяйственной политике Пётр Климов остановился на словах Министра связи РФ Никифорова, который отметил, что население страны должно быть обеспечено современными услугами связи, так, чтобы до 97% населения страны имело возможность недорогого доступа в сеть при тарифе 45 руб. в месяц, что значительно ниже среднерыночного значения в целом по России. Регулируемый государственный тариф – серьёзный прорыв с точки зрения обеспечения потребителя качественными услугами связи в малонаселённых пунктах.

  Начальник МЦТЭТ г. Анадырь Хабаровского филиала ПАО «Ростелеком» Олег Митюра остановился на том, что тарифы на услуги связи подразделяются на две категории: тарифы регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым тарифам относятся универсальные услуги связи, которые предоставляются в нашем регионе давно и по сию пору. В компетенцию «Ростелекома» регулирование тарифов на эти услуги не входит. Регулируемые тарифы введены для того, чтобы компенсировать затраты операторов услуг связи в применении к той или иной услуге на обслуживаемой территории, и носит это скорее социальный характер, в интересах населения.

  Что может значительно снизить затратную часть на предоставление услуг? Это выделение компенсационных средств на спутниковый ресурс. Хотя и наземная часть тоже достаточно затратная, ибо на первоначальном этапе она тоже требует значительных финансовых вложений, не говоря уже о логистике и о приобретении и доставке оборудования.

  Генеральный директор «АрктикРегионСвязь» Евгений Фролов сказал, что в нашем регионе оказание универсальных услуг связи не соответствует характеристикам, предъявляемым к таким услугам. Услуги хоть и называются универсальными, но на самом деле такими не являются, потому что многие операторы связи такие услуги оказывают, но никакой компенсации за это не получают.

  Взять, к примеру, сесть WiFi. Мы эту сеть обслуживаем, несём расходы, однако их нам никто не компенсирует. Универсальный резерв мы трогать не можем. По «Ростелекому» он расписан на 10 лет вперёд. Из федерального бюджета на него выделяется порядка 5 млрд. руб. в год. Наверное, частично эти средства уходят на создание оптико-волоконных сетей. Действующий Закон принимался в 2003 году, когда в деревне актуально было поставить телефон-автомат, или кабинет коллективного доступа в интернет. В настоящее время все пользуются персональными мобильными устройствами, обеспечивающими доступ к мобильной связи и Интернету. Время прошло, многое изменилось. Пора уже в Закон вносить изменения по целям и задачам. Нельзя за три года направлять 15 млрд. руб., чтобы ставить в деревнях телефоны-автоматы.

  Пора уже выходить с законодательной инициативой, чтобы более чётко прописать универсальные услуги и дополнить их строками: «доступ в интернет»; «компенсационный фонд операторам связи, осуществляющих свою деятельность в труднодоступных районах» (где отсутствует оптико-волоконная связь, иные наземные возможности связи, а возможна только спутниковая связь).

  Что касается оптико-волоконной связи в нашем регионе, то даже при устройстве её в Анадыре, в целом по региону проблемы связи это не решит. В любом случаем мы будем использовать спутник, чтобы покрыть связью наши отдалённые национальные сёла. А если говорить уже в масштабах всей России, то у нас насчитывается 3352 таких отдалённых пунктов, куда никогда не придёт оптико-волоконная связь. Поэтому в любом случаем нужно решать проблему компенсации расходов операторов, которые используют для передачи данных спутниковые каналы.

  Даже в США компания «Хьюз», у которой 10 млн. абонентов, получающих сигналы со спутника, позволяющие иметь хороший доступ в интернет, осуществляет обслуживание с госучастием. Исходя из всего вышеизложенного, я предлагаю: -выйти с законодательной инициативой создания компенсационного фонда, в том числе, из неналоговых отчислений операторов связи. Надо учитывать, что у нас порядка 45% затрат – это спутниковый ресурс, и примерно столько же – это наши затраты на обслуживание наземной инфраструктуры. В любом случае в нашем регионе затраты всё равно будут на 50% выше, нежели в центральных районах страны.

  Начальник цеха Анадырского филиала РТРС ДВРЦ Николай Гаранин подчеркнул, что их организация с 2014 года выполняет федеральную программу, по которой на Чукотке уже построили 33 объекта – станции цифрового наземного телевещания, обеспечивая интернетом администрации населённых пунктов. Тарифы у нас одинаковые, как в Хабаровске, так и на Чукотке.

  Мы предоставляем услуги госкомпаниям, или юридическим лица, но физическим лицам мы услуги не предоставляем. Тем не менее, в Эгвекиноте, Певеке и Билибино сеть наших услуг достаточно обширная. Минимальная скорость интернета по нашим каналам составляет 256 килобит. Максимальная – без ограничений. Качеством предоставляемого нами интернет-трафика наши потребители довольны.

  Директор ООО «Питон» Олег Петухов сказал, что каждая медаль имеет свою оборотную сторону. Наша не совсем качественная интернет-связь всё же позволила уберечь наших детей от негативного влияния таких сомнительных игр, как «Поймай покемона» и других. Но если говорить серьёзно, то прогресс в сфере телекоммуникационной связи развивается семимильными шагами. Уже сегодня скорость интернета в 10 мегабит в секунду в центральных районах страны считается вчерашним днём.

  Сегодняшний день требует совсем иных скоростей и объёмов. Нам нужно использовать то, что мы имеем, а это два спутниковых ресурса – «Космические системы» и «Газпром – космическая связь». Спутниковая же связь ограничена по широте своего спектра. Все же ресурсы, которыми мы пользуемся на Чукотке, расположены вне территории округа, то есть, для пользования ресурсом используется спутниковый канал.

  Многие ресурсы, которые могли бы быть на территории округа, и которыми граждане могли бы пользоваться практически бесплатно, находятся в Москве, Хабаровске, в других регионах, и все финансовые операции тоже проходят вне пределов округа. Те ресурсы, которыми потребители на Чукотке пользуются постоянно, пора уже переводить в регион, без использования спутниковых ресурсов.

  Для решения данной задачи предлагается:

  1.На базе какого-либо одного выбранного оператора (Ростелеком, АРС, Сатис, либо какого-то другого) организовать один «широкий» магистральный спутниковый канал информационной емкостью , скажем, 10-20 Мбит/с с безлимитным доступом в интернет. На стороне этого оператора связи разместить оборудование доступа с сервисом VPN и с программным обеспечением, позволяющим предоставлять доступ только до определенных групп ресурсов. В эту группу ресурсов могут быть включены: - ресурсы государственных услуг - образовательные ресурсы - федеральные базы данных с открытым доступом - ресурсы муниципальных образований - ресурсы (сайты) муниципальных и федеральных организаций, ведомств и предприятий, доступ к которым необходим для граждан (и организаций) - ресурсы сайтов госзакупок - ресурсы расположенных на территории банков -ресурсы федеральных служб и операторов фискальных данных (для передачи отчетных форм в электронном виде) - иные ресурсы, определяемые специально созданной для этих целей комиссией.

  2. На площадке выбранного оператора организовать точку обмена трафиком между операторами местного уровня для того, чтобы граждане и организации, независимо от конкретного используемого ими провайдера могли иметь доступ к данному сервису VPN для авторизации и использования в своих целях магистрального канала связи (исключительно с целью доступа к вышеуказанным ресурсам).

  Реализация такого решения (в качестве пилотного проекта можно применить для г.Анадырь, а затем распространить на другие, прежде всего крупные, населенные пункты) позволит решить следующие задачи:

  1. Использовать выделяемые средства только на финансовую поддержку и содержание только одного конкретного канала связи (с сопутствующим необходимым оборудованием). При этом контроль за использованием этих средств будет максимально прозрачным и легким.

  2. Применять гибкую тарифную политику для клиентов, получающих доступ к данному сервису. Вплоть до выдачи бесплатных аккаунтов (например, учреждениям образования, отдельным категориям граждан и т.п.)

  3. Абсолютно избежать возможности использования ресурсов, наносящих вред государству и т.п., поскольку в данном случае будет применяться политика «белых списков».

  4. Экономия средств граждан и организаций, для многих из которых отпадет необходимость организовывать собственные спутниковые каналы связи. Реализовать данное решение можно в течение непродолжительного времени, при достаточно минимальных затратах (в принципе-то для старта необходим только север доступа с установленным ПО , коммутатор, маршрутизатор, ИБП и стойка для размещения всего этого, а самое дорогостоящее - каналообразующее оборудование, операторы с удовольствием предоставят свое ). Но всё это имеет смысл только в том случае, если будет принципиальная возможность софинансировать аренду самого спутникового ресурса.

  Начальник Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики округа Андрей Быков в своём выступлении подчеркнул, что услуги интернета на территории Чукотки оказываются только по спутниковым каналам связи.

  Стоимость спутникового ресурса – порядка 100 тыс. руб. за канал в 1 мегабит в секунду, что влияет на стоимость и на качество интернет-ресурса. Регулированию подлежат только тарифы на универсальные услуги. Иные тарифы на связь регулированию не подлежат. Стоимость для конечных потребителей устанавливается операторами связи и провайдерами.

  13 сентября 2016 года Министр связи Никифоров в Анадыре на совещании рассматривал возможность оказания господдержки операторам связи округа в целях снижения стоимости спутникового ресурса и улучшения качества и снижения стоимости для конечного потребителя. Однако Правительство округа и по сию пору ведёт работу с Минкомсвязи РФ по данному вопросу.

  Понятно, что только для одного окружного бюджета финансовая поддержка для снижения стоимости тарифов непосильна, поэтому вопрос стоит о совместном с Минкомсвязи РФ субсидировании. Для этого нужно детально продумать механизм субсидирования операторов, над чем сейчас идёт плотная работа. Мы в свою очередь настаиваем на субсидировании именно спутникового ресурса. Но речь в данном случае идёт о субсидировании операторов, возмещении им части затрат, обязывать операторов устанавливать определённый тариф.

  Пока тарифы не будут регулироваться, проблема будет оставаться на точке замерзания. То же касается и вопроса тарифов на электроэнергию, которые пока тоже не регулируются. Всё упирается в федеральное законодательство, которое требует внесения в него изменений. Мы будем продолжать вести работу с Минкомсвязью РФ по вопросу субсидирования операторов.

  По поручению Губернатора округа нами разработан проект подпрограммы «Цифровая Чукотка», по которой планируется обеспечение качественной интернет-связью через спутниковые каналы учреждений здравоохранения, образования и МФЦ.

  Руководитель Управления Чукотского УФАС России Тамерлан Омаев остановился на том, что действующие нерегулируемые тарифы направлены на увеличение конкурентности и развития рынка в этих видах услуг. Мы проводим мониторинг по предоставлению услуг широкополосной связи, определяем региональных операторов, оказывающих эти услуги.

  Первой задачей для нас является определить сопоставимый рынок, выявить затратный метод формирования цены, сложившейся в регионе.

  Наше предложение: прежде чем выходить с законодательной инициативой, необходимо детально изучить внутренний рынок, внутренние резервы региональных операторов, из чего складываются затраты именно наземной, а не спутниковой части, и каков источник пополнения доходов.

  Нужно проработать подробное заключение, которое давало бы возможность убедиться в том, что на Чукотке региональными операторами используются все направления и возможности по снижению затрат на услуги связи и стоимости тарифов.

  По итогам Круглого стола были приняты соответствующие рекомендации.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!