Новости

Круглый стол Комитета по бюджету по вопросу применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле

24 января 2017 года Комитет по бюджету Думы Чукотского автономного округа провёл заседание Круглого стола по теме «О реализации на территории Чукотского автономного округа Федерального закона от 03.07.2016 г. №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт».

  Открывая заседание, председатель Комитета Михаил Андреев, в частности, отметил, что Президент России Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года большое внимание уделил вопросам деятельности малого предпринимательства, а именно эффективному правоприменению на местах в этой сфере, чтобы в каждом регионе страны базовые сервисы для бизнеса в полной мере соответствовали бы требованиям Федерального законодательства и лучшим региональным практикам.

  В 2016 году в Федеральный Закон «О применении контрольно-кассовой техники» были внесены изменения, предусматриватривающие поэтапный переход к новому порядку применения контрольно-кассовой техники, которую предприниматели должны использовать начиная с 1 июля 2017 года, и которая позволяет через интернет, в режиме реального времени, передавать данные о наличных расчётах или о расчётах с применением платёжных карт в налоговую инспекцию.

  Предприниматели же Чукотки выражают определённое беспокойство, как бы при реализации данного закона не были закрыты многие торговые организации в округе из-за несовершенства технологий и слабой работы интернета, особенно в отдалённых населённых пунктах округа.

  Для работы по новым правилам предпринимателям необходимо модернизировать или заменить действующие кассы для передачи данных о расчётах в налоговые органы в режиме реального времени, чтобы легализовать оборот торговли и услуг, поднять на новый уровень защиту прав потребителей. На Чукотке в сфере розничной торговли работает чуть больше 500 предприятий малого бизнеса, наибольшее число из которых приходится на город Анадырь (немногим более 100).

  До данным Управления налоговой службы на территории Чукотского автономного округа организациями торговли используется 937 контрольно-кассовых аппаратов, из них в городе Анадырь – 325 ККТ, в том числе 1 зарегистрирован по новому порядку.

  Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чукотском АО Николай Кулик сказал, что практически все регионы, где есть отдалённые и труднодоступные сёла, которые не обеспечены в достаточной степени интернет-связью, высказывают претензии по реализации данного закона, в связи с чем были высказаны предложения о введении этого закона в жизнь с 2021 года.

  Но для реализации закона Минсвязи РФ дано поручение обеспечить все населённые пункты страны устойчивым интернетом. По Минсвязи РФ есть приказ, что сёла с населением до 10 тысяч человек можно считать труднодоступными и плохо обеспеченными интернет-связью и вывести из-под действия этого закона. Для Чукотки такой вариант ближе. На основании критериев, утвержденных Министерством связи, издано постановление Правительства округа от 11 января 2017 года №5, в котором практически все населённые пункты, за исключением города Анадырь, включены в перечень населенных пунктов, удаленных от сетей связи и выведены из-под действия этого закона. Населённые пункты, кроме Анадыря, будут иметь возможность не отправлять данные в он-лайн режиме, закон же в полной мере будет применяться только в Анадыре.

  Начальник МЦТЭТ г. Анадырь Хабаровского филиала ПАО «Ростелеком» Олег Митюра подчеркнул, что организация предоставляет услуги интернета во всех населённых пунктах Чукотки, хотя не везде его качество удовлетворяет потребителя. Но если это будет проходить в режиме программы ЕГАИС, которая в округе уже действует, то проблем не будет. Как минимум четыре кассы на один модем можно будет подключить. В среднем на одну торговую точку это будет вполне достаточно. Что касается Анадыря и Певека, здесь вообще с этим проблем нет. В Эгвекиноте канал тоже расширен. Достаточно серьёзная ситуация в целом по трафику существует в Билибино. Надо просто чётко знать, где и сколько у нас торговых точек, чтобы примерно определить уровень возможной проблемы.

  Первый заместитель начальника Департамента финансов Елена Компаниец остановилась на том, что установлен перечень отдалённых и труднодоступных местностей. В него включены все сёла, где численность населения не превышает 10 тыс. человек (не попал в этот список только Анадырь, где численность превышает 10 тыс. человек), кроме райцентров и близлежащих к ним и имеющих постоянную связь населённых пунктов, где можно не применять контрольно-кассовые аппараты, а использовать документирование, подтверждающее продажу. Утверждён также перечень ассортимента товаров для газетно-журнальных киосков, которых у нас практически нет.

  Регионам установлено право применения норм, которые послабляют требования Федерального закона о применении контрольно-кассовой техники, и которые устанавливают перечень отдалённых от сетей связи местностей. Но здесь надо учитывать ещё и закон, который регулирует производство и оборот алкогольной продукции. И если в сёлах можно не применять контрольно-кассовые аппараты, но если там производится реализация подакцизных товаров (алкоголь, пиво и табачные изделия), то предприниматель обязан применять кассовый аппарат.

  Кроме того, что с 1 июля 2016 года действуют нормы по ЕГАИС, а с 1 июля 2017 года эти нормы вступают в силу и в сельских поселениях, значит, и там тоже должен быть кассовый аппарат, к которому должна быть подключена ЕГАИС. Но в сельских поселениях основную долю нагрузки несут предприниматели, которые реализуют продовольственные и промышленные товары.

  Надо учитывать, что у нас на территории округа ещё существуют посёлки, которые были закрыты ещё в 90-ых года, и они по факту являются нежилыми, но там продолжают вести промышленную деятельность некоторые предприятия и компании и старательские артели, которые самостоятельно обеспечивают своих работников продуктами питания.

  Зам. директора ГП ЧАО «Чукотопторг» Олег Губиев коснулся того, что нагрузка на коммерческие предприятия в финансовом выражении достаточно высокая, потому что всё это оборудование обойдётся им в копеечку. Особенно эта проблема коснётся мелких коммерческих структур. Нам, например, переоборудование всего этого хозяйства обойдётся в 2,5 млн. руб. Стоимость одного кассового аппарата колеблется в пределах 80 тыс. руб.

  Что касается интернета, то в Анадыре проблем с этим видом связи нет. Поэтому к концу февраля мы запустимся в тестовом режиме. А там видно будет, насколько выиграет от этого нововведения покупатель, не будут ли в кассах создаваться очереди из-за сбоя программ.  Сложнее будет тем, кто вёл суммарный учёт продукции, ибо это предполагает покупку дополнительного оборудования (сканнеры, весы, бар-коды и проч.)

  Зам. руководителя Управления ФНС по ЧАО Николай Першин остановился на том, что для налоговых органов главным является создание максимально комфортных условий для клиентов, которые в свою очередь должны своевременно зарегистрировать новые контрольно-кассовые аппараты.

  Что касается населённых пунктов, которые не попадают в сетевую зону, то там ККТ будут применяться в режиме он-лайн, где предусмотрено накопление информации в течение 30 дней, которая затем будет передаваться.

   Предприниматель Татьяна Минеева сказала, что исполнение данного закона, который является гражданским заказом, решили выполнить за счёт бизнеса, обойдётся предпринимателям в 9,5 млрд. руб., и у малого и среднего бизнеса возникнут большие проблемы в части создания рабочих мест. Но почему при этом тогда территория Крайнего Севера не введена в одну общую отдалённую и труднодоступную территорию?

  Сегодня нет основного - кадрового ресурса: 99% необеспеченности кадрового ресурса IT-инженерами, ибо запускается новое оборудование, а специалистов по его обслуживанию нет.

   Затратный механизм очень большой. С организацией автоматизированных рабочих мест он составляет порядка 270 тыс. руб. Какой малый бизнес это потянет? При численности постоянно проживающего в Анадыре населения и очень высокой конкуренции.

   Малому и среднему бизнесу поэтому нужна реальная поддержка, а не пресловутые 18 тыс. руб. в порядке компенсации в виде вычетов, которые мы и так используем в виде налогов в плане применения 50% скидки по внебюджетным выплатам. Больше 50% мы не имеем права применять в виде вычетов. Вот и надо продумать возвращение затратного механизма.

   Надо также до 2021 года отодвинуть некоторые позиции этого закона, изучить их более внимательно и при необходимости пересмотреть. Надо сказать, что малый и средний бизнес, который сегодня определён по жёстким критериям, до 2021 года не должен применять кассы.

   Предлагаю: Думе Чукотского автономного округа нужно разработать проект закона, чтобы малому и среднему бизнесу при организации автоматизированных рабочих мест реально компенсировались суммы затрат, ибо по закону с 1 июля 2018 года, когда все организации торговли, независимо от применяемой системы налогообложения, будут в обязательном порядке обязаны передавать с автоматизированного рабочего места полную информацию, для чего потребуется дополнительное оборудование, создание дополнительного рабочего места менеджера, IT-специалиста.

   Со своей стороны, я хочу предложить всем предпринимателям, которые платят спецналоги, перейти на чекопечатающее устройство, что даст им возможность своевременно подготовиться к большим закупкам и к переходу на автоматизированные рабочие места, так как по закону до 1 июля 2018 года предприниматели и организации, которые находятся на системе спецналогов, имеют право работать на прежнем режиме и принимать кассы старого образца, но то же законодательство с 1 февраля 2017 года определяет, что если у предпринимателя вышел из рабочего состояния в этой кассе опечатанный фискальный блок, который налоговая инспекция считывает каждый год, его никто не заменит, и предприниматель обязан приобрести за свой счёт уже новую кассу с фискальными блоками.

   Тем самым, две статьи действующего законодательства вступают в противоречие друг с другом и ограничивают предпринимателю возможности. Чтобы этого не произошло, предпринимателям лучше перейти на чекопечатающие устройства, но только в том случае, если предпринимателю это позволяет то налогообложение, в рамках которого он ведёт свои финансовые операции. Тогда этот закон к 2018 году можно будет реализовать в округе в полном объёме.

   Подводя итоги Круглого стола, председатель Комитета по бюджету Думы Чукотского АО Михаил Андреев сказал, что законом, в принципе, всё предусмотрено. Внедрять в жизнь его нужно. По принятому нами Постановлению это касаться будет только Анадыря. Определённые нюансы коснутся приобретения фискальных блоков для других торговых точек, острота вопроса по которым должна быть снята, но к нему мы ещё вернёмся.

  Что касается персональных затрат предпринимателей, то предусмотреть в окружном бюджете все субсидии, в том числе и на компенсацию затрат торговых организаций на приобретение ККТ, попросту невозможно. В число субсидий входит компенсация на производство социально значимых видов хлеба, на транспортные расходы по завозу необходимых товаров первоочередного спроса в отдалённые населённые пункты. Окружной бюджет не может взять на себя компенсацию тех нововвведений, которые предусматривает федеральное законодательство.

   Те субсидии, которые выделяются на компенсацию переданных Федерацией субъекту полномочий, и без того минимальны и с каждым годом сокращаются. В итоге субъекту приходится изыскивать собственные, и без того небольшие, средства для того, чтобы закрыть те или иные вопросы социальной направленности.

   В окружном бюджете на 2017 год депутатам и так пришлось пойти на ряд непопулярных мер, которые касаются исполнение наших социальных обязательств, таких, например, как индексация выплат в рамках поддержки отдельных категорий граждан, так зачем же ещё более усугублять и без того непростую ситуацию? Так что компенсировать торговле расходы на реализацию данного закона будет весьма проблематично.

   Предпринимательскому сообществу для решения данного вопроса, нужно представить обоснования и детальные расчёты поднятого ими вопроса, чтобы Дума округа смогла в свою очередь выйти с ним на наших представителей в Государственной Думе РФ В.В. Рудченко и в Совете Федераций ФС РФ А.Д. Даллакяна, поскольку вопрос этот требует своего рассмотрения на федеральном уровне.

   Исходя из нашего сегодняшнего разговора, предприниматели в отдалённых населённых пунктах округа должны быть спокойны, так как реализация данного закона в полной мере их не коснётся. Что же касается предпринимателей, занятых в розничной торговле в окружном центре и в райцентрах, реализация данного закона будет решаться, как бы сложно это не казалось, но ведь и по внедрению системы ЕГАИС тоже изначально было немало сомнений, однако же система введена и действует вполне успешно.

   Уверен, так будет и с реализацией рассмотренного нами сегодня закона, к исполнению которого нужно начинать приступать уже сейчас, потому что время уже пошло и к 1 июля 2017 года нам нужно войти в полной готовности.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!