Новости

Участие председателя Комитета по бюджету Думы Чукотского автономного округа М.В. Андреева в программе "Власть FM" радиостанции "Пурга"

23 декабря 2016 года председатель Комитета по бюджету Думы Чукотского автономного округа М.В. Андреев принял участие в программе «Власть FM» радиостанции «Пурга».

  - Михаил Васильевич, в новом составе Думы Вы возглавляете ключевой комитет – комитет по бюджету. Какие вопросы входят в круг его полномочий и интересов?

  В полномочия Комитета входит формирование бюджетной, финансовой и налоговой политики в Чукотском автономном округе, реализация государственной политики в сфере развития малого предпринимательства и потребительского рынка. Совместно с Департаментом финансов Комитет работает над окружным бюджетом – главным финансовым документом округа. Формирование бюджетной и налоговой политики заключается в том, что в целях повышения инвестиционной привлекательности округа разрабатываются законы, позволяющие в рамках полномочий субъекта Российской Федерации устанавливать систему налогообложения по отдельным направлениям экономики округа. Например, в сфере малого предпринимательства законами Чукотского автономного округа определены виды деятельности, для которых установлена патентная система налогообложения. Также нашими законами устанавливаются льготные режимы налогообложения для малых предприятий, перешедших на упрощённую систему налогообложения. Устанавливается соответствующие налоговые режимы для предприятий, реализующих на территории Чукотского автономного округа инвестиционные проекты, направленные на повышение экономического потенциала территории. Решаются другие вопросы с учетом обеспечения динамичного развития экономики округа и одновременно не снижающие доходные источники формирования бюджета. В этой работе необходимо соблюдать определенный баланс интересов бизнеса и общества, обеспечивать проведение государственной экономической политики, направленной на устойчивое развитие Чукотского автономного округа. Комитет в течение финансового года, который длится с 1 января по 31 декабря осуществляет контроль за исполнением окружного бюджета и принятых Думой автономного округа законодательных актов, регулирующих бюджетные, финансовые и налоговые вопросы, а также за реализацией мероприятий государственных программ.

  - На что Вы опираетесь в работе – есть ли какие-либо традиции комитета? Каков опыт предыдущих товарищей? Помогает ли Ваш опыт работы в Счетной палате и опыт взаимодействия с Думой?

  Конечно, любая работа не строится на пустом месте. Нормативная база, примеры оформления различных документов, формирование планов работы, их реализация, проведение публичных мероприятий отличается от того, чем мне приходилось заниматься в Счетной палате. Состав Комитета полностью обновился, даже помощник в Комитете человек новый. Поэтому все начинаем с нуля. Значительную помощь оказывают специалисты Аппарата, которые работали с прежним составом Думы. Они в первые два месяца оказывали консультации по вопросам делопроизводства, проведения организационных мероприятий. В этих вопросах быстро осваиваешься, если за плечами есть определенный опыт работы в государственных структурах. Большую помощь оказывают Кеулькут Валентина Григорьевна – депутат пятого созыва. В нынешнем составе Думы она возглавляет Комитет по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальным вопросам, Лагунова Марина Юрьевна - возглавляет комитет по законодательству, до этого она была Руководителем Аппарата Думы. Я им очень благодарен. Особое место в работе депутата занимает законотворческий процесс. Для меня большим испытанием было представление законопроектов на пленарных заседаниях Думы и выступление с докладами. Но здесь надо учиться самому. Работа в Счетной палате, конечно, сильно помогает в сегодняшней депутатской деятельности. Ведь там я тоже занимался бюджетным процессом. Мы проводили экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления расходования бюджетных средств. Проводили экспертизу законов об окружном бюджете, осуществляли контроль за их исполнением, осуществляли проверки реализации государственных программ. Суть работы осталась прежней. Изменилась только ее форма.

  - С кем Вам приходится взаимодействовать в работе? «Участники бюджетного процесса» – часто приходится это слышать, а кто входит в этот круг?

  Основная часть контактов приходится на органы исполнительной власти округа. Это Правительство, отраслевые департаменты: промышленности, образования, социальной политики, финансов, а также органы местного самоуправления. В рамках парламентского контроля Комитет взаимодействует со Счетной палатой Чукотского автономного округа. Все они как раз и являются участниками бюджетного процесса, т.е. процесса формирования доходной и расходной частей бюджета Чукотского автономного округа.

  - Завершилась работа над бюджетом округа. Как бы вы оценили ее с новых для Вас позиций?

  Бюджет 2017 принят. Бюджет сформирован на три года – 2017 предстоящий год, на 2018 – очередной и 2019 плановый период. Бюджет на все три года сформирован бездефицитный. Следует отметить, что и бюджет 2016 года будет исполнен с профицитом. Это хорошая тенденция для округа. В условиях, когда есть сложности с исполнением федерального бюджета и ужесточения бюджетной политики со стороны Минфина, исполнение и формирование нашего бюджета с профицитом дает сигнал и населению и бизнесу о том, то можно строить перспективные планы в надежде на стабильность финансовой системы округа. Позиция депутата и позиция контролера в оценке бюджетного процесса почти не отличается. Необходимо, чтобы все бюджетные обязательства перед гражданами округа были выполнены. Предприятиям были направлены соответствующие субсидии на выполнение работ, оказание услуг населению по приемлемым ценам и тарифам. Чтобы расходы бюджета полностью покрывались источниками доходов. Жить в долг – это плохо. Бюджетные средства должны использоваться экономно, рационально и главное по целевому назначению. В преддверии принятия бюджета депутаты провели публичные слушания, сформировали рекомендации, которые были направлены в Правительство округа для их учета в составе бюджета.

  Так, по предложению депутатов в расходную часть окружного бюджета включены расходы по оплате проезда несовершеннолетним детям опекунов, из числа пенсионеров, не работающих по трудовым договорам и служебным контрактам, исполняющих обязанности опекуна на безвозмездной основе, а также их совершеннолетним детям до 23 лет, впервые обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, находящихся на территории Российской Федерации. Включены другие предложения.

  - О бюджете принято говорить, отмечая его профицит или дефицит, соотношение расходов на экономику и социальную сферу, в последнее время еще стали говорить о госдолге. Какие бы Вы отметили характеристики бюджета - как самые важные? (на примере окружного бюджета).

  Пожалуй, одной из важных характеристик окружного бюджета я бы выделил стабильность запланированных налоговых и неналоговых доходов в четырехлетнем периоде. Почему в четырехлетнем? Потому что в 2016 году налоговые и неналоговые доходы окружного бюджета запланированы в объеме 13,6 млрд. рублей, на 2017 год – 13,8 млрд. рублей, 2018 год 13,9 млрд. рублей и 2019 год – 14,0 млрд. рублей. Это говорит о стабильности экономической ситуации в округе. К сожалению, безвозмездные поступления из федерального бюджета в этом четырехлетнем периоде снижаются существенно: в 2016 году планируется поступление в объеме 15,9 млрд. рублей, в 2017 и 2018 годах по 12,4 млрд. рублей и в 2019 году – 9,4 млрд. рублей. Еще важно отметить, что не снижается общий объем бюджетных средств, предусмотренных на финансовое обеспечение исполнения публичных нормативных обязательств, т.е. тех обязательств, которые принял на себя округ перед физическими лицами. Это различные социальные выплаты гражданам, предусмотренные в рамках законов Чукотского автономного округа. На 2017 год эта сумму составит 656,9 млн. рублей, с ежегодным повышением к 2019 году до 682,1 млн. рублей. В числе предусмотренных публичных обязательств 11 касаются денежных выплат в отношении детей. Также стабильным, на протяжении трехлетнего периода, остается финансирование сферы образования – свыше 4,0 млрд. рублей ежегодно, на здравоохранение предусмотрено по 2,0 млрд. рублей ежегодно, на национальную экономику – свыше 6,0 млрд. рублей ежегодно. Средства массовой информации также будут финансироваться стабильно – в объеме 164 млн. рублей каждый год с 2017 по 2019. Еще одной важной особенностью окружного бюджета на трехлетний период является значительный объем бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей и детей. В 2017 году на эти цели запланировано почти 5,0 млрд. рублей, в 2018 и 2019 года 4,7 млрд. рублей ежегодно. Финансирование будет осуществляться в рамках 4 государственных программ. При этом удается не создавать бюджетный дефицит. Как отмечалось выше бюджет составлен с профицитом, в результате государственных долг округа будет снижаться в течение трех лет на 33,0% до 7,8 млрд. рублей к 1 января 2020 года.

  - Еще один момент бюджета – программы, по которым планируются расходы. С какого времени именно программный подход стал основным? На Ваш взгляд, что он дает? И кстати вместо региональных целевых программ теперь говорим о государственных программах – в чем разница? Кому стало от этого проще или сложнее, понятнее?

  Да, Вы правы. Государственные программы стали важнейшим инструментом бюджетной политики. Наш бюджет на 95% состоит из расходов, запланированных в рамках государственных программ. Ранее программы утверждались органами исполнительной власти (Правительством Российской Федерации или Правительством субъекта). Тогда они назывались долгосрочными или региональными. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета. Затем программы стали утверждаться законами субъектов российской Федерации, у нас – законами Чукотского автономного округа. Тогда они приобрели статус государственных. Но затем в 2013 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и утверждение государственных программ опять отнесли к полномочиям исполнительных органов государственной власти. С одной стороны это правильно. Такая схема повышает мобильность финансовых ресурсов, позволяет более оперативно перераспределять их внутри и между государственными программами в ходе исполнения бюджета. С этого времени программно-целевые методы стали основными в формировании бюджетных расходов. Преимущество данного подхода состоит в том, что бюджетные средства сразу планируются под определенные цели и задачи. Установка целевых показателей позволяет оценить эффективность бюджетных расходов. Исполнитель программных мероприятий отвечает за достижение этих показателей. А на уровне федеральных целевых показателей при их не достижении придется платить штрафные санкции и возвращать средства в федеральный бюджет. В рамках программно-целевого бюджета повышается финансовая дисциплина. Бюджетные средства не просто осваиваются, их расходование напрямую связано с достижением результата, что соответствует требованиям бюджетного законодательства. Кроме этого стало проще осуществлять контроль за реализацией мероприятий государственных программ контрольно-счетным органам. Другая сторона этих изменений такова, что депутатский корпус перестал влиять на формирование программных мероприятий. Сейчас мы пробуем изменить эту ситуацию и организуем встречи с разработчиками государственных программ, чтобы донести свои предложения.

  - Что на Ваш взгляд главное в госпрограмме? По каким критериям Вы ее оцениваете? Насколько подробно программа представляется правительством при внесении бюджета – что расписано, что еще будет уточняться впоследствии?

  Главное в программах - актуальность поставленных целей, реалистичность способов решения задач для достижения этих целей, и что не маловажно – соответствие поставленных целей – стратегии развития округа. Решение никому не нужных задач – пустая трата денег и времени. Поэтому главным критерием оценки является цель, которую ставят, разрабатывая ту или иную государственную программу. Если в результате ее реализации вырастет объем произведенной продукции, которая нужна жителям округа, снизятся затраты на ее производство и человек почувствует, что его жизненный уровень растет – такая программа имеет право на финансирование за счет бюджетных средств. Работа над проектами государственных программ - сложный процесс. Присутствуют и острые углы, для сглаживания которых приходится тесно взаимодействовать с разработчиками. Депутаты как и разработчики государственных программ, также имеют определенные задумки, тем более, что они напрямую получают наказы избирателей, поэтому иногда приходится находить компромиссное решение вопроса в обсуждении того или иного мероприятия. Я уже говорил, что Комитет организует рабочие встречи с разработчиками программ. Вот сейчас, например, до марта месяца 2017 года, депутаты будут встречаться с разработчиками государственных программ для работы над их приведением в соответствие с параметрами принятого окружного бюджета. 16 декабря такая встреча состоялась с разработчиками Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса». По результатам этой встречи депутаты рекомендовали включить в программу расходы на обеспечение строительства ветеринарной лаборатории в г. Анадырь. Прозвучали предложения по финансированию подготовки специалистов с высшим образованием в области ветеринарии для работы в сельскохозяйственных предприятиях. Сразу после новогодних каникул будет встреча с представителями Департамента образования по государственной программе «Развитие образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики Чукотского автономного округа до 2020 года».

  - Сколько программ в окружном бюджете? Какие? (Обзорно, отметив ключевые, самые масштабные и социально значимые).

  Я уже отмечал, что 95% расходов окружного бюджета составляют государственные программы. Всего их 15. Они направлены на решение полного спектра вопросов, которые находятся в ведении органов государственной власти округа. Это и вопросы национальной экономики, вопросы ЖКХ, здравоохранения, образования, культуры, социальной политики, вопросы физической культуры и спорта, средств массовой информации и конечно сферы межбюджетных отношений. Более 3,0 млрд. рублей в 2017 году направляется в местные бюджеты для решения вопросов местного значения, в рамках полномочий муниципальных органов, а также в области переданных полномочий федеральных органов власти и органов власти Чукотского автономного округа.

  Наиболее значительные расходы предусмотрены по таким программа как:

  - Государственная программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа на 2016 - 2020 годы" –

              5 248,5 млн. рублей;

  - Государственная программа "Развитие образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы" –

      4 632,0 млн. рублей;

  - Государственная программа "Развитие транспортной инфраструктуры Чукотского автономного округа на 2014 - 2022 годы" –

       3 727,2 млн. рублей;

  - Государственная программа "Развитие здравоохранения Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы" –

      2 681,3 млн. рублей;

 - Государственная программа "Социальная поддержка населения Чукотского автономного округа на 2014 - 2019 годы" –

     1 544,0 млн. рублей.

  - О социальной направленности бюджета. Треть расходов выделена на социалку. Обычно мы считаем соцподдержку, медицину, образование, культуру и спорт. Насколько это правильно? Ведь социальный аспект есть и в программах по экономике – приведите, пожалуйста, примеры.

  Расходы социального сектора бюджета составляют 35% всех расходных обязательств. Сюда включаются такие стандартные отрасли как здравоохранение, образование, социальная помощь, культура, спорт, СМИ. Однако не следует забывать и те субсидии, которые предусмотрены в сфере национальной экономики. Бюджетные средства, которые через производственный сектор направляются на поддержку отдельных отраслей, также имеют социальное значение. К примеру, на поддержку авиации предусмотрено 683,3 млн. рублей бюджетных средств. В результате жители округа летают между населенными пунктами округа по дешевым билетам. Субсидируются и межрегиональные авиаперевозки пассажиров. Морскому порту предусмотрены субсидии в сумме 166,0 млн. рублей. В итоге билеты на внутрилиманные и морские перевозки пассажиров и грузов осуществляются со значительными скидками на билеты. Субсидии в сферу ЖКХ на возмещение разницы в стоимости топлива, возмещение части расходов на приобретение тепловой и электрической энергии позволяют удерживать тарифы на коммунальные услуги в приемлемых размерах. За счет бюджетных средств предоставляются субсидии на оплату ЖКХ отдельным категориям граждан Чукотского автономного округа. Субсидии на возмещение транспортных расходов птицефабрики позволяют снижать издержки и обеспечить доставку продукции в отдаленные населенные пункты округа. Субсидии энергоснабжающим организациям на возмещение части затрат, не учтенных при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, также являются сдерживающим фактором при формировании тарифной политики. Можно привести массу таких примеров. В итоге, как я отмечал в докладе на сессии при обсуждении проекта закона об окружном бюджете,социальная составляющая вырастает почти до 62,0%.

  -О доходах округа. Из чего они складываются? Сколько именно зарабатывает округ и на чем? Сколько получает из федерального бюджета и на что? Правда ли, что мы самый дотационный регион?

  Нет, неправда. Как я говорил выше собственные доходы округа показывают стабильность от 13,6 млрд. рублей в 2016 году до 14,0 млрд. рублей в 2019 году. При этом средства из федерального бюджета имеют тенденцию к снижения , причем к достаточно резкому: с 15,9 млрд. рублей в 2016 году до 9,4 млрд рублей в 2019 году. Арифметика здесь простая. В 2016 году доля федеральной помощи в наших доходах была 54,0%, а в 2019 году будет 40,1%. Т.е. 60% доходов мы будем зарабатывать самостоятельно. По данным прогноза общий объем промышленной продукции в 2016 году составит 88,0 млрд. рублей. Для самодостаточности нам необходимо повысить объем производства продукции более чем в два раза. Почти до 200,0 млрд. рублей. Но эту задачу невозможно решить без существенных инвестиций в экономику округа. Для этого в рамках государственных программ Чукотского автономного округа строятся дороги, линии электропередач, совершенствуются объекты энергетики, морские порты, реализуются инвестиционные проекты в ТОРах. В перспективе – это увеличение налоговых доходов бюджета: налог на прибыль, на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги. Вот вам и источники.

  - При оценке бюджета говорят, что он консервативный – что это значит? На чем пришлось сэкономить (в частности, об отмене индексации регионального материнского капитала и выплат опекунам).

   Жесткая бюджетная политики Минфина заставляет нас прибегнуть к режиму экономии. Правительством округа утверждена программа финансового оздоровления. Только при наличии такой программы и неукоснительного соблюдения мер по ее реализации мы получим в полном объеме средства их федерального бюджета. По этой причине пришлось пойти на некоторые непопулярные меры и сократить отдельные расходы бюджета. Надо отметить что эта сумма составляет 405,0 млн. рублей в 2017 году (всего за три года экономия составит 748,0 млн. рублей) и несопоставимы с объемами финансовой помощи из федерального бюджета. При этом в 2017 году мы получим 12,0 млрд. руб. в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Конечно, когда были более благоприятные условия в части формирования доходной части бюджета, принимались и соответствующие социальные преференции. Теперь приходится депутатам шестого созыва испытывать некоторый дискомфорт, отказываясь от индексации отдельных выплат. Но надо сказать, что материнский капитал мы не уменьшили, т.е. не ухудшили положение человека, имеющего на него право. Кстати федерация также оставила материнский капитал без индексации. А индексацию ежемесячных выплат опекунам мы проиндексируем в бюджете 2018 года с выплатой определенной компенсации за прошедший период. Но ведь это только два момента, на которых заострилось внимание. А ведь в 2017 году мы сохранили размер прожиточного минимума пенсионера в Чукотском автономном округе, при том, что по Российской Федерации его размер снижен. Проиндексированы выплаты льготным категориям граждан Чукотского автономного округа, таким как ветераны, чернобыльцы, другие категории. Весь перечень мер социальной поддержки остался на прежнем уровне. Мы не убрали ни одной их формы, более того отдельные меры расширили, включив в них дополнительные категории получателей. Оптимизация расходов коснулась и государственных структур. Оптимизированы расходы в Аппарате Губернатора и Правительства округа, в Аппарате Уполномоченного по правам человека. Произошло изменение структуры органов исполнительной власти, сократилось их количество – Комитет по спорту, туризму и молодежной политики объединен с Департаментом образования. Отдельные должности специалистов выведены из состава государственной службы. Непопулярные меры коснулись многих государственных структур округа.

  - О профиците. Федеральный бюджет дефицитный, а у нас есть излишек? Можно ли сказать, что мы молодцы, хотя и не относимся к регионам-донорам?

  Мы молодцы в том плане, что приняли правильное решение направлять наш профицит на погашение наших долговых обязательств. В федеральном бюджете предусмотрено снижение объема финансовых ресурсов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде бюджетных кредитов. На 2017 год планировалось 100,0 млрд. рублей. Позиция членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы позволила увеличить эту сумму до 200 млрд. рублей ежегодно на 2017 и 2018 годы, а на 2019 год Минфин оставил свои проектировки в объеме 50 млрд. рублей. Бюджетные кредиты являются дешевым источником финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Мы свои долговые обязательства снизили, в том числе и потому, что имели возможность перекридитоваться на льготных условиях. Коммерческие кредиты нашей территории не потянуть. Мы не можем выпустить облигации или какие–либо другие финансовые инструменты для привлечения денежных средств, потому, что нам их не чем будет обеспечивать.

  - О будущем региона. Бюджет трехлетний, он позволяет уверенно взглянуть не просто в завтрашний день, но и на два вперед. Какие перспективы Вы там видите?

  Как говорят мудрецы – дорогу осилит идущий. Надо идти вперед. Развивать производства с высокой добавленной стоимостью. Мы имеем большой опыт жить за счет сырьевых отраслей. Но это значит быть сырьевым придатком мировой экономики. Необходимо заниматься теми направлениями, которые экспортируют нашу продукцию за пределы округа. Это не обязательно заграница. Объединение в межрегиональные электрические сети наших электростанций обеспечит переток энергии в другие регионы, строительство автодорог повысит инвестиционную привлекательность округа, снизит затраты на транспортные расходы. Переработка продукции животноводства и рыболовства и поставка их в другие регионы позволит привлечь внутренние трудовые ресурсы с вытекающими из этого последствиями. Вообще сырьевые отрасли имеют большой коэффициент мультипликации. Один человек в сырьевой отрасли дает работу в производственной цепочке 5 – 6 специалистам. Повысится занятость, появятся дополнительные доходы бюджета. Можно будет решать больше социальных вопросов без оглядки на Минфин. Надо стремиться добывать и перерабатывать. У нас есть газ, нефть, уголь, полиметаллы, другие полезные ископаемые. Тем более что сейчас в области формирования тарифов не электроэнергию для промышленных предприятий наметились значительные перспективы. Необходимо этим пользоваться.

  - О планах работы комитета. С чего начнете год?

  Год начнем с работы над реализацией Послания Президента Федеральному собранию. Уже составлен план работы. Продолжим совершенствование регионального законодательства. Продолжим работу над государственными программами. Время летит быстро. Надо думать о бюджете 2018.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!