Новости

Круглый стол Комитета по бюджету по вопросам развития агропромышленного комплекса Чукотки

16 декабря 2016 года Комитет по бюджету Думы Чукотского автономного округа провёл Круглый стол по теме «О мероприятиях Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014 – 2010 годы», включённых в окружной бюджет на 2017 год.

  Открывая Круглый стол, председатель Комитета Михаил Андреев сказал, что тема эта не случайна, потому что более 95% окружного бюджета завязаны на государственные программы, и очень важно знать, как будут расходоваться финансовые средства, как можно будет при необходимости корректировать исполнение госпрограмм. Контроль за исполнением программ за 9 месяцев показал, что в данных мероприятиях должны принимать участие и депутаты Думы округа. И нам сегодня важно знать, на какие мероприятия по исполнению госпрограмм будут направлены финансовые бюджетные средства, которые утвердили на своей сессии депутаты Думы.

  Первый заместитель начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики округа Ирина Волкова отметила, что с 2017 года вводятся новые механизмы государственной поддержки Минсельхоза. Наша региональная программа «Развитие агропромышленного комплекса» как раз и является механизмом реализации на территории округа Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

  В течение ряда лет мы получаем целевые средства на поддержку северного оленеводства, племенного животноводства, на поддержку развития малых форм хозяйствования. С 2017 года Минсельхоз кардинально меняет политику формирования госпрограмм и предоставление межбюджетных трансфертов субъектам. То есть, целевых средств уже не будет в связи с тем, что сегодня ставится задача по ускоренному импортозамещению и наращиванию экспортного потенциала, стимулированию роста производства основных видов сельхозпродукции, развития мелиорации и развития малых форм хозяйствования.

  Поэтому совершенствуется предоставление межбюджетных трансфертов субъектам и ведение новых форм кредитования сельскохозяйственных отраслей. В рамках госпрограммы имеется 9 подпрограмм и две федеральные программы и 54 межбюджетных трансферта. Изменения предполагают 6 подпрограмм, те же две федеральные программы и всего семь межбюджетных трансфертов:

  поддержка в области растениеводства (округ её не получает), поддержка в области молочного скотоводства (округу выделяется всего 8 тыс. руб., так как в регионе всего одно такое подсобное хозяйство, и то оно не выполняет необходимые условия, чтобы получить эти трансферты),

  поддержка инвестиционного кредитования АПК (округ в нём пока не участвует), компенсация понесённых затрат на строительство и модернизацию объектов АПК (которых пока в округе тоже нет),

  содействие достижению целевых показателей в реализации региональных программ развития АПК (для округа на сегодня распределено 59 млн. руб. из 104 млн. руб. в предыдущие годы),

  устойчивое развитие сельских территорий (округ получит средства на эти цели).

  При предоставлении же единой субсидии субъекту Минсельхоз устанавливает 25 целевых показателей. При их невыполнении субъект будет платить штрафы. Сегодня к региональным госпрограмм предъявляются требования как со стороны Правительства округа, так и со стороны Минсельхоза. Перераспределение средств внутри региональной программы будет производиться теперь по согласованию с Минсельхозом. И в течение года мы перераспределять средства самостоятельно не сможем. Субъектам будут определены приоритетные направления, по которым субъекты сможет перераспределять федеральные средства. Приоритетом является развитие малых форм хозяйствования и до 80% средств федерального бюджета должны пойти на эти цели. Сегодня мы в Минсельхозе доказываем, что у нас приоритетом является северное оленеводство и племенное животноводство. Придётся учитывать ещё одно требование по получению субсидий из федерального бюджета через счета, открытые в казначействе, что чрезвычайно осложнит деятельность наших сельхозтоваропроизводителей и Департамента, с учётом того, что в местах работы наших сельхозтоваропроизводителей нет и самого казначейства.

  Федеральные средства мы будем уменьшать по возмещению части затрат по наращиванию поголовья северных оленей и по поддержке племенного животноводства. Мы планируем часть наших средств, выделенных на наращивание поголовья северных оленей, перераспределить на ведомственную целевую программу «Развитие производства и переработки продукции северного оленеводства».

  Финансирование из федерального бюджета установлено 90% (федеральных средств) на 10% (региональных средств). При перераспределении средств, программу мы постараемся ещё более детализировать. Если оплата труда работникам оленеводства у нас отрегулирована, то оплата труда АУПа и вспомогательного персонала, ещё нет. Платят по принципу «кому на что хватает». Чтобы уйти от этой практики и прийти к систематизации, мы группируем предприятия по трём группам в зависимости от объёмов производства на мелкие, средние и крупные, формируем модельные штатные расписания, фонды оплаты труда, чтобы для АУПа и вспомогательного персонала она была приведена в единую систему. Это будет стимул для предприятий для перехода на группу выше, для увеличения производства продукции, и, соответственно, для повышения заработной платы.

  Ведомственная программа «По развитию пищевого яйца» остаётся в прежнем виде. В её рамках мы планируем три мероприятия: возмещение транспортных расходов по доставке комбикормов (возмещение составляет 50% стоимости доставки в город), возмещение транспортных расходов по завозу поголовья птицы (раньше поголовье обновлялось раз в год, сейчас обновляем раз в два года, плановая смена поголовья произойдёт в 2017 году), доставка яйца (возмещение транспортных расходов по доставке продукции в населённые пункты округа, в городе ощущается переизбыток яйца, тогда как в населённых пунктах его не хватает, доставка дорогая, но яйцо должно быть в рационе питания северян. Яйцо завозит птицефабрика, а Департамент субсидирует транспортные расходы в размере 80%).

  Сегодня сельхозтоваропроизводители в стране переходят на льготное кредитование под 5%. У нас остаются кредиты в подпрограммах Животноводство» и «Растениеводство» для малых форм (крестьянско-фермерские хозяйства).

  В 2000 годах, когда мы начали активно оздоравливать сельхозтоваропроизводителей, кредиторская задолженность составляла свыше 600 млн. руб. У нас из них осталась неурегулированной задолженность по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды. Она составляла свыше 100 млн. руб. В круге была создана комиссия по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей, которая весьма активно работала в данном направлении. Сегодня предприятия уже платят по долгам. И из 100 млн. руб. задолженности мы платим порядка 20 млн. руб., 70 млн. руб. предприятиям списали единовременно, в соответствии с ФЗ №83. Остальные средства погашаются по мере уплаты основного долга.

  Что касается морзверобойного промысла, то были приняты решения по повышению заработной платы в этой отрасли сельского хозяйства с 1 июля в связи с повышением МРОТ на коэффициент повышения (с 6204 руб. до 7500 руб.). С 1 октября мы увеличили ещё на 30%, чтобы иметь опережающий рост по сравнению с МРОТ. Надо иметь в виду, что морзверобои для охоты используют плавсредства, руль-моторы, которые с течением времени изнашиваются, требуют ремонта, замены запчастей. В течение длительного времени материально-техническое оснащение не производилось. После встречи охотников с Губернатором была разработана пятилетняя программа материально-технического оснащения морзверобойного промысла. И в текущем году были закуплены плавсредства, рефконтейнеры для хранения продукции. Предусматривается увеличение средств на дальнейшее материально-техническое оснащение отрасли. Но остаётся проблема со специальной оценкой условий труда. Мы предусматриваем средства на возмещение затрат общинам на специальную оценку условий труда.

  Если говорить о рыболовстве, нужно сказать, что пока объём финансирования на эту сферу составляет 11 млн. руб. (включая возмещение части затрат на приобретение оборудования для обустройства рыболовецких станов по схеме 70% на 30%, из которых 70% мы возмещаем). Мы только начали реализовывать мероприятия по вылову хищных рыб, по биомелиорации водоёмов, по увеличению продуктивности водоёмов по другим видам рыб. С 2017 года планируем начать реализацию программы по обустройству рыболовецких станов. Нужно занимать этой работой население, особенно в Чукотском районе, создавать рабочие места на рыбопромысле, привлекать для этого частный бизнес, чтобы люди работали и зарабатывали, потому как безработица и незанятость порождает все негативные социальные явления.

  Существует Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий». Округ работает по ней уже третий год. Но программа определяет обустройство в сёлах только ФАПов и школ, исключая сады и интернаты. На 2017 год по этой программе у нас остаётся только улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Проблема заключается в отсутствии жилья на вторично рынке в сёлах. Хотя Чукотский район старается активно участвовать в этой программе. Формируются очереди. Жильё приобретается. В текущем году 6 участников получили социальную выплату. На 2017 году заявку сделали ещё 5 участников. Это граждане, проживающие в сельской местности, без предъявления к месту работы, а также молодые семьи и молодые специалисты работники социальной сферы и АПК, которых должно быть 70% от общего числа заявителей.

  Если говорить об обеспечении жильём в сельской местности, то в этом случае гражданину может представляться социальная выплата, признанному нуждающимся в жилье, или строительство муниципального жилья с предоставлением по договору найма с правом последующего выкупа через пять лет. Но стоимость строительства в округе оценивается в 140 тыс. руб. за 1 кв. м. Минстроем утверждена стоимость в 31 тыс. руб. за 1 кв. м. Субсидия рассчитывается из утверждённой Минстроем стоимости. Вот и получается, что федеральный центр перечисляет нам на это копейки. Поэтому решением проблемы строительства жилья в сельской местности на Чукотке необходимо заниматься на ином уровне. Правда, Правительством РФ уже признано, что в Амурской области, Якутии и на Чукотке утверждённой Минстроем рыночная стоимость явно недостаточная. Возможно, следует ждать изменений в этой части. Но самой большой проблемой является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

  Помощь в выделении субсидий из федерального бюджета распределяется в тех сельских населённых пунктах, в которых реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса. По программе в 2015 году мы построили детскую площадку в Омолоне, в текущем году строим спортивную площадку в Лаврентия.  В принципе, по этой программе мы можем строить детские площадки.

  Проблемой для нас пока ещё остаётся строительство новой ветлаборатории. И проблема эта только усугубляется. Надо срочно принимать меры по её решению. Сегодня ветлаборатория находится в крайне плохом состоянии и может быть просто закрыта. И что мы тогда будем делать? Как будем сертифицировать нашу продукцию? Как будем подтверждать анализы сырья, продукции? А ведь интерес к нашей продукции уже проявляют иностранные покупатели. А разработка проектно-сметной документации перенесена на 2018 год. Стоимость разработки ПСД составляет 11 млн. руб. Без решения этой проблемы мы будем вынуждены отправлять продукцию на экспертизу в Москву. Округу крайне нужна своя ветлаборатория.

  В рамках обеспечения кадрового потенциала у нас реализуются четыре направления, в том числе, по привлечению в круг специалистов, для чего предусматривается три вида выплат: единовременные выплаты молодым специалистам, прибывшим в округ для работы в АПК после окончания учебных заведений в размере 100 тыс. руб., ежегодные выплаты в размере 150 тыс. руб. в течение трёх лет специалистам, прибывшим на работу в АПК округа (у нас уже 11 специалистов второй год получают эти выплаты), компенсационные выплаты в размере не более 15 тыс. руб. в месяц на найм и поднайм жилья (эта мера тоже востребована).

  Реализуем мероприятия по привлечению учащихся высших и средних специальных учебных заведений для работы в сфере АПК в период прохождения производственной практики (компенсация по проезду студентов, приезжающих в округ на работу в оленеводческих предприятиях на время практики).

  В рамках мероприятия по повышению профессионального уровня работников организаций АПК предоставляются субсидии организациям АПК на возмещение расходов по повышению квалификации). Продолжаем мероприятия по развитию наставничества и профориентации учащихся образовательных учреждений (оплата школьникам на время их работы в летних трудовых отрядах в оленеводческих и морзверобойных бригадах и оплата труда наставников). Начинающим фермерам выделяются гранты до 1,5 млн. руб. плюс единовременная выплата в размере 250 тыс. руб. на начальное обустройство, на развитие крестьянско-фермерского хозяйства. Предприятие заключает договор с молодым специалистом, который окончил учебное заведение, на получение образования первого уровня (среднее специальное или высшее), оплачивает договор, а Департамент возмещает предприятию эти расходы. (это предложение поступило от руководителя СХП «Амгуэма» и депутата Думы Тынеру А.Я.)  В январе на расширенном совещании мы обязательно сакцентируем на этом внимание всех руководителей сельхозпредприятий.

  Говоря о племенном животноводстве, необходимо подчеркнуть, что расчёт вёлся из 100 руб. за 1 кг. живого веса оленя при его приобретении. При этом требования к племенным хозяйствам чётко регламентируют, что сохранность взрослого поголовья должна быть не меньше 90%, а деловой выход телят – не меньше 70%.

  Если мы будем увеличивать объёмы производства растениеводческой и животноводческой продукции наших пищевых предприятий, а надо учитывать, что с текущего года у нас появились субсидии на производство социальных видов хлеба и на производство мясо-молочной продукции, будем увеличивать поголовье сельскохозяйственных животных, будем увеличивать производство продукции в малых формах, то доля округа в единой субсидии будет возрастать. Но надо учесть, что у нас сегодня все целевые показатели до 2020 года уже зафиксированы. В 2013 – 2014 гг. в округе резко снизилось поголовье оленей, поэтому до 2020 года мы вряд ли восполним эти потери, и таким образом мы не выполним целевые показатели. И как бы нам не пришлось выплачивать штрафы за невыполнение целевых показателей.

  В 2015 – 2016 годах проделана большая работа совместно с Минсельхозом по пересмотру и согласованию целевых индикаторов Государственной федеральной программы, так как снизился объём государственной поддержки из федерального бюджета: уменьшилась поддержка в финансах, соответственно, должны уменьшиться и показатели. Сегодня в МСХ РФ идет процедура согласования изменения целевых показателей округу.

  В течение двух лет подряд мы закладывали средства на строительство теплиц. Однако на уровне Минсельхоза возмещение составляет 25% затрат на эти цели, при этом на федеральном уровне предельная стоимость тепличных комплексов заложена в размере 130 млн. руб. за 1 га, и только в пределах этой стоимости осуществляется возмещение, а для нашего округа стоимость такого комплекса со всеми затратами выходит в 400 млн. руб. Именно поэтому в наших условиях это становится весьма проблематичным. По этой причине мы вынуждены ежегодно замораживать деньги в программе. В 2017 году средства на строительство теплиц в программе не предусмотрены, но при наличии проектов всегда готовы их рассматривать, так как для Правительства круга эта программа является приоритетной.

   Говоря о закупке овощей у населения, следует отметить, что в течение последних трёх лет на это выделялись 500 тыс. руб., В текущем году закуплены у населения картофель, капуста, свёкла на сумму 1,5 млн. руб., при закупочной цене на картофель по 110 руб. за 1 кг. В этом году производство выращенной овощной продукции увеличилось в три раза! Для населения это занятость и заработок. Мы принимаем всё, что население сдаёт, в том числе и дикоросы, - ягоду и грибы.

   В плане у нас стоит модернизация овощной фабрики «Росинка», и в первую очередь, там нужно производить капитальный ремонт фундамента. А в целом на «Росинке» наблюдается рост производства овощной продукции, которая активно вывозится и в Певек, так как авиатарифы на перевозимую овощную продукцию понижены.

   К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в СХП «Марковский» дела обстоят не лучшим образом. Работать там не с кем. О каком строительстве того же овощехранилища, что потребует значительных финансовых средств, может в этом случае идти речь, если оленеводы там по нескольку месяцев не получают зарплату, а все посевные площади у них заросли травой. Начинать нужно опять всё с нуля. Но заниматься этой работой должно сельхозпредприятие, потому что именно оно даст людям работу, зарплату, обеспечит налоговые отчисления в бюджет. А если этого нет, тогда посевные площади нужно отдавать в аренду людям, которые будут там что-то производить и сдавать. Надежда на то, что с вновь назначенным руководителем в СХП «Марковское» начнутся позитивные подвижки. По итогам прошедшего Круглого стола были приняты соответствующие рекомендации.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!